Мария Бетина
Теоретические аспекты метода проектов в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Публикация «Теоретические аспекты метода проектов в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Е. Г. Кагаров считал, что «исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня… проект должен осуществляться поэтапно….проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее…» В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС? Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
В процессе проектной деятельности возникает единое развивающее
пространство «дети — педагоги — родители». Но самое главное, дети
полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». О них они с удовольствием рассказывают родителям, проводят аналогичные и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно решать задачи.
Предложенная форма работы открывает возможность для реализации развивающих задач с учетом возрастных особенностей детей, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы. Воспитанники выступают как особого рода «проектировщики» не впрямую, а через свой отклик на образовательную среду, что используется воспитателем для ее преобразования и дополнения.
К достоинствам проектного метода можно отнести следующее:
Динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей:
Чёткий алгоритм действий для формирования внутренней структуры деятельности ребё нка:
Интеграция различных образовательных областей. Это формирует у детей целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки:
Позволяет оптимизировать стиль - плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.