Получи документы

Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования

Соня Псардиева
Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования могут служить ориентирами в разработке стратегии развития дошкольного образования, показателей и критериев его качества.

Гуманизация. Определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, построение образовательного процесса в соответствии с закономерностями человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия его сущностных сил.

Публикация «Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования» размещена в разделах

Гуманизация образования – это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. По мнению В. А. Сластенина, она является важнейшей характеристикой образа жизни педагогов и воспитанников, предполагает установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе

Ведущими направлениями гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально – культурным традициям.

Демократизация. Связывается с расширением прав полномочий участников образовательного процесса, направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация. Определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

На наш взгляд, можно выделить ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников.

Принцип человекосообразности (единство культуро - и природосообразности) подразумевает необходимость корреляции образования и воспитания со структурами личности, компетентности и опыта субъекта и объекта образовательной системы. Только педагог, обладающий определёнными личностными характеристиками, свойствами, качествами, чертами, может сформировать, заложить, развить требуемые качества у детей. Можно установить определённую зависимость уровня личностного и деятельностного развития ребёнка от профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Также перспективным направлением следует признать изучение влияния личности ребёнка на динамику и уровень профессионализма педагога.

Принцип целостности педагогического процесса (комплексности дидактического воздействия педагога и интегративности реализуемых в педагогическом воздействии целей). Комплексный характер воздействия обусловлен психологической составляющей образования (учетом психологических особенностей и возможностей детей и построением образовательного процесса на этой основе). Следовательно, системное видение человеческой сущности предполагает поиск такого воздействия, которое влияло бы на детей комплексно, с учётом различных сторон личностей ребёнка (эмоций, интеллекта, воли и т. д.). Решение педагогических задач происходит на межпредметной и междеятельностной основе, связано с установками на формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

Принцип активности и партнёрства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Активность как базовое свойство человека является основой его личностного развития, служит предпосылкой эффективного взаимодействия субъектов развития. А продуктивной стратегии в педагогическом взаимодействии выступает партнёрство и сотрудничество детей и взрослых и соответствующих сообществ в рамках образовательного учреждения- родителей, педагогов, детей.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте –это самый естественный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Родине.

Культурное наследие народа- огромное богатство, накопленное предшествующим поколением, которое надо сохранить и приумножить.

Первая ступень традиционной отечественной культуры –это культуры. Созданные народами России, народные культуры. Россия- полиэтническая страна, родина многих народов. Поэтому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Вот почему в детском саду надо создать систему работы, направленную на знакомство с разными этнокультурами, организовывать праздники национальных культур. А главное, необходимо создать атмосферу доброжелательности взаимоуважения между детьми и взрослыми разных национальностей. Только тогда дети сумеют не только сохранить свою культуру, но и с пониманием и уважением относиться к другим народам.

Одной из особенностей современной системы дошкольного воспитания является вариативность работы ДОУ. Полипрограммность и вариативность- это условия, в которых работают в настоящее время дошкольные учреждения.

По составу детей наше образовательное учреждение «полиэтническое» (многонациональное, а по содержанию образования-«поликультурное». Поликультурная направленность образования предусматривает изучение множества культур.

На занятиях дети знакомятся с народным искусством, играми, традициями, обычаями. Мы отмечаем вместе народные праздники. Именно в детском саду дети впервые получают положительный опыт межнационального общения, учатся строить свои отношения с людьми других национальностей.

Социальную значимость, актуальность выбранной темы можно увидеть по нормативным документам, принятым в последнее время.

В Законе РФ «Об образовании» :

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Жизни и здоровья человека. свободного развития личности. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье, единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В 1998 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором указано:

«Целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому,интеллектуальноиу,психическому,духовному,нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициям народов РФ, достижениям российской и мировой культуры».

Система работы по приобщению дошкольников к народной культуре ставит перед собой следующие задачи:

Образовательные- давать детям знания по истории родного края;

Развивающие- совершенствовать умения и навыки детей развивать кругозор, память, внимание, культуру речи;

Воспитательные- приобщать детей и родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям. Явлениям своей малой родины.

Приобщение детей к народной культуре является важной составной частью работы по патриотическому воспитанию. Патриотизм в сегодняшнем ДОУ в России- это воспитание в ребёнке нравственных качеств, интереса к стране, к малой родине, ощущения принадлежности к своей земле, своему народу, чувства сознания собственной востребованности и незаменимости.

Российские программы и методики по патриотическому воспитанию на современном этапе значительно выше по уровню чем во многих странах мира.

В последнее время вышло много программ для ДОУ по приобщению детей к народной культуре:

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными принципами, ценностями, традициями, особенностями культуры.

И. Агапова, М. Давыдова.

«Патриотическое воспитание в школе».

Цель: Дать современным школьным работникам образцы материалов для реального использования в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся.

Патриотизм, по мнению авторов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в неразрывной сопричастности с его природой.

Программа «Наследие».

М. Новицкая, Е. Соловьёва.

Цель: Введение детей в традиционную русскую культуру, обращение к народному наследию, к родной культуре, духовным ценностям.

Народная культура передаёт от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.

Авторы программы указывают: «Традиционная отечественная культура в многонациональной России – это сложный сплав разных этнических традиций. Традиционная отечественная культура понимается в широком смысле, как культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, её населяющих». Три части – круг событий, семейный круг, круг чтения.

Программа «Оберёг» Л. Воронина.

Задачи: Формирование миропонимания ребёнка через близкие ему образы национальной культуры средствами народной педагогики.

Организация творческой деятельности по освоению народной культуры; формирование целостного восприятия народной культуры.

Из двух частей:

1. Народоведение (народный календарь, обычаи, обряды, быт, уклад жизни).

2. Музыкальный фольклор.

Программа «Горенка».

М. В. Хазова.

Цель: Привлечь внимание к народной педагогике, воспитывать детей, развивая у них национальное самосознание, уважение к своему народу.

Имеет разделы: народная песня и режиссура, народная хореография, народные музыкальные инструкторы, народный театр, календарные праздники.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре».

Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей.

Состоит из четырё х разделов:

- первобытные люди;

- чудеса древнего мира;

- путешествие со сказкой;

- прежде и теперь.

Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, даёт элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом».

Т. И. Оверчук.

Цель: Побуждать в детях любовь к родной земле, черты русского национального характера.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

Региональный компонент содержания воспитания по выбранной теме представлен в программе: «Ребёнок в социуме». Р. М. Чумичевой и «Мы – Россияне» И. В. Гелястановой.

Целью программы «Ребёнок в социуме является создание условий для развития эмоционально-психического здоровья посредством приобретения социального опыта вхождения в социум, адаптации в нём и активного действования.

Целью программы «Мы – Россияне» является повышение эффективности социально-педагогической деятельности по формированию у детей любви к Родине, к родной истории, традициям и культуре, опирающейся на патриотические переживания и сопереживания личности.

В последнее время также виден научный интерес к данной теме. Темы многих диссертаций говорят об актуальности проблемы: «Эстетическое развитие детей 5 – 7 лет средствами фольклора» (И. А. Кумова).

«Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры» (Г. Н. Кизилов).

«Педагогические условия воспитания ментальности ребёнка дошкольного возраста» (О. В. Сенько).

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности» (В. Н. Лукьяненко).

«Диалог культур как метод взаимодействия в классах со смешанным национальным составом» (А. К. Абрамян).

Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров – от классовых к общечеловеческим ценностям. Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения национальной самоидентичности.

Происходящие изменения требуют глубокого и всестороннего исследования этой проблемы в аспектах ее методологии, истории, теории и практики педагогики. Обращение к отечественной истории педагогики и образования дает возможность обобщить и систематизировать опыт взаимосвязи общечеловеческого и национального в историческом прошлом, отобрать в этом плане традиционные приоритеты, значимые и для настоящего времени.

Публикации по теме:

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возрастаЛэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста \ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

«Милосердие: реалии и тенденции в воспитании» Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании.

Августовская конференция педагогов дошкольного образования «Муниципальная система оценки качества образования»Августовская конференция педагогов дошкольного образования «Муниципальная система оценки качества образования» В Беловском районе 24 - 25 августа 2017 года для работников образования прошла августовская конференция «Муниципальная система оценки качества.

Консультация «Лэбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Лепбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста (в контексте краеведения) Изменения, происходящие в обществе, определяют.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Одним из важнейших условий.

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста» XIII региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций Направление конкурса: Инклюзия в образовании и социальной сфере: Проект.

Проект «Лэпбук-современное средство обучения детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Солнышко» Проект «Лэпбук - современное средство обучения.

Эссе «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе» Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе. Сегодня мы сильное успешное государство. Все больше внимания уделяется.

Лэпбук, как современное средство обучения дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования
Опубликовано: 27 декабря 2017 в 15:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Соня Псардиева (УИ 367151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД