Соня Псардиева
Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования могут служить ориентирами в разработке стратегии развития дошкольного образования, показателей и критериев его качества.
Гуманизация. Определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, построение образовательного процесса в соответствии с закономерностями человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия его сущностных сил.
Публикация «Тенденции, характеризующие современное положение системы дошкольного образования» размещена в разделах
Гуманизация образования – это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. По мнению В. А. Сластенина, она является важнейшей характеристикой образа жизни педагогов и воспитанников, предполагает установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе
Ведущими направлениями гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально – культурным традициям.
Демократизация. Связывается с расширением прав полномочий участников образовательного процесса, направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация. Определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
На наш взгляд, можно выделить ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников.
Принцип человекосообразности (единство культуро - и природосообразности) подразумевает необходимость корреляции образования и воспитания со структурами личности, компетентности и опыта субъекта и объекта образовательной системы. Только педагог, обладающий определёнными личностными характеристиками, свойствами, качествами, чертами, может сформировать, заложить, развить требуемые качества у детей. Можно установить определённую зависимость уровня личностного и деятельностного развития ребёнка от профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Также перспективным направлением следует признать изучение влияния личности ребёнка на динамику и уровень профессионализма педагога.
Принцип целостности педагогического процесса (комплексности дидактического воздействия педагога и интегративности реализуемых в педагогическом воздействии целей). Комплексный характер воздействия обусловлен психологической составляющей образования (учетом психологических особенностей и возможностей детей и построением образовательного процесса на этой основе). Следовательно, системное видение человеческой сущности предполагает поиск такого воздействия, которое влияло бы на детей комплексно, с учётом различных сторон личностей ребёнка (эмоций, интеллекта, воли и т. д.). Решение педагогических задач происходит на межпредметной и междеятельностной основе, связано с установками на формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
Принцип активности и партнёрства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Активность как базовое свойство человека является основой его личностного развития, служит предпосылкой эффективного взаимодействия субъектов развития. А продуктивной стратегии в педагогическом взаимодействии выступает партнёрство и сотрудничество детей и взрослых и соответствующих сообществ в рамках образовательного учреждения- родителей, педагогов, детей.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте –это самый естественный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Родине.
Культурное наследие народа- огромное богатство, накопленное предшествующим поколением, которое надо сохранить и приумножить.
Первая ступень традиционной отечественной культуры –это культуры. Созданные народами России, народные культуры. Россия- полиэтническая страна, родина многих народов. Поэтому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Вот почему в детском саду надо создать систему работы, направленную на знакомство с разными этнокультурами, организовывать праздники национальных культур. А главное, необходимо создать атмосферу доброжелательности взаимоуважения между детьми и взрослыми разных национальностей. Только тогда дети сумеют не только сохранить свою культуру, но и с пониманием и уважением относиться к другим народам.
Одной из особенностей современной системы дошкольного воспитания является вариативность работы ДОУ. Полипрограммность и вариативность- это условия, в которых работают в настоящее время дошкольные учреждения.
По составу детей наше образовательное учреждение «полиэтническое» (многонациональное, а по содержанию образования-«поликультурное». Поликультурная направленность образования предусматривает изучение множества культур.
На занятиях дети знакомятся с народным искусством, играми, традициями, обычаями. Мы отмечаем вместе народные праздники. Именно в детском саду дети впервые получают положительный опыт межнационального общения, учатся строить свои отношения с людьми других национальностей.
Социальную значимость, актуальность выбранной темы можно увидеть по нормативным документам, принятым в последнее время.
В Законе РФ «Об образовании» :
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Жизни и здоровья человека. свободного развития личности. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье, единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
В 1998 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором указано:
«Целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому,интеллектуальноиу,психическому,духовному,нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициям народов РФ, достижениям российской и мировой культуры».
Система работы по приобщению дошкольников к народной культуре ставит перед собой следующие задачи:
Образовательные- давать детям знания по истории родного края;
Развивающие- совершенствовать умения и навыки детей развивать кругозор, память, внимание, культуру речи;
Воспитательные- приобщать детей и родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям. Явлениям своей малой родины.
Приобщение детей к народной культуре является важной составной частью работы по патриотическому воспитанию. Патриотизм в сегодняшнем ДОУ в России- это воспитание в ребёнке нравственных качеств, интереса к стране, к малой родине, ощущения принадлежности к своей земле, своему народу, чувства сознания собственной востребованности и незаменимости.
Российские программы и методики по патриотическому воспитанию на современном этапе значительно выше по уровню чем во многих странах мира.
В последнее время вышло много программ для ДОУ по приобщению детей к народной культуре:
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными принципами, ценностями, традициями, особенностями культуры.
И. Агапова, М. Давыдова.
«Патриотическое воспитание в школе».
Цель: Дать современным школьным работникам образцы материалов для реального использования в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся.
Патриотизм, по мнению авторов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в неразрывной сопричастности с его природой.
Программа «Наследие».
М. Новицкая, Е. Соловьёва.
Цель: Введение детей в традиционную русскую культуру, обращение к народному наследию, к родной культуре, духовным ценностям.
Народная культура передаёт от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.
Авторы программы указывают: «Традиционная отечественная культура в многонациональной России – это сложный сплав разных этнических традиций. Традиционная отечественная культура понимается в широком смысле, как культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, её населяющих». Три части – круг событий, семейный круг, круг чтения.
Программа «Оберёг» Л. Воронина.
Задачи: Формирование миропонимания ребёнка через близкие ему образы национальной культуры средствами народной педагогики.
Организация творческой деятельности по освоению народной культуры; формирование целостного восприятия народной культуры.
Из двух частей:
1. Народоведение (народный календарь, обычаи, обряды, быт, уклад жизни).
2. Музыкальный фольклор.
Программа «Горенка».
М. В. Хазова.
Цель: Привлечь внимание к народной педагогике, воспитывать детей, развивая у них национальное самосознание, уважение к своему народу.
Имеет разделы: народная песня и режиссура, народная хореография, народные музыкальные инструкторы, народный театр, календарные праздники.
Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре».
Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей.
Состоит из четырё х разделов:
- первобытные люди;
- чудеса древнего мира;
- путешествие со сказкой;
- прежде и теперь.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, даёт элементарные представления о техническом прогрессе.
Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом».
Т. И. Оверчук.
Цель: Побуждать в детях любовь к родной земле, черты русского национального характера.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
Региональный компонент содержания воспитания по выбранной теме представлен в программе: «Ребёнок в социуме». Р. М. Чумичевой и «Мы – Россияне» И. В. Гелястановой.
Целью программы «Ребёнок в социуме является создание условий для развития эмоционально-психического здоровья посредством приобретения социального опыта вхождения в социум, адаптации в нём и активного действования.
Целью программы «Мы – Россияне» является повышение эффективности социально-педагогической деятельности по формированию у детей любви к Родине, к родной истории, традициям и культуре, опирающейся на патриотические переживания и сопереживания личности.
В последнее время также виден научный интерес к данной теме. Темы многих диссертаций говорят об актуальности проблемы: «Эстетическое развитие детей 5 – 7 лет средствами фольклора» (И. А. Кумова).
«Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры» (Г. Н. Кизилов).
«Педагогические условия воспитания ментальности ребёнка дошкольного возраста» (О. В. Сенько).
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности» (В. Н. Лукьяненко).
«Диалог культур как метод взаимодействия в классах со смешанным национальным составом» (А. К. Абрамян).
Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров – от классовых к общечеловеческим ценностям. Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения национальной самоидентичности.
Происходящие изменения требуют глубокого и всестороннего исследования этой проблемы в аспектах ее методологии, истории, теории и практики педагогики. Обращение к отечественной истории педагогики и образования дает возможность обобщить и систематизировать опыт взаимосвязи общечеловеческого и национального в историческом прошлом, отобрать в этом плане традиционные приоритеты, значимые и для настоящего времени.