Чернявская Людмила Эдуардовна
Тематическое занятие «Потерялась весёлая музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Формировать представление о ладе в музыке.
Установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений.
Расширение словарного запаса детей (мажор и минор)
Материал: аудиозаписи, музыкальные инструменты, сундучок, картинки, снежинки.
Публикация «Тематическое занятие „Потерялась весёлая музыка“» размещена в разделах
Ход занятия : Ребята, я, конечно же, знаю, что вы любите сказки, и сегодня я расскажу вам одну из них. В одном сказочном лесу жили маленькие человечки – гномы. Они были очень веселыми, любили веселиться, петь, танцевать, шутить. Но вот однажды их веселая музыка потерялась. Гномы стали грустными. Они уже не улыбались, им не хотелось ни петь, ни танцевать, ни шутить. Вокруг звучала только грустная музыка. Вы помните мы с вами слушали несколько произведений печального характера. Давайте сейчас вспомним эти произведения. (Дети называют)
- Ребята, а вот это произведение вы помните? («Слеза» Мусорского) Уже ясно из названия, что здесь выражено какое настроение? (грустное, печальное, слушают.
А недавно я разговаривала с Ксюшей и она мне сказала, что ей очень нравится «Осенняя песнь» Чайковского. Вы знаете, ребята, мне тоже нравится это произведение. Давайте послушаем отрывок. (Слушают)
Дети, а кто сможет показать портрет П. И. Чайковского (показывают)
(стук в дверь, заходит минор)
Минор:
Друзья, вы назвали мои любимые произведения.
- А ты кто такой?
Минор:
Меня зовут синьор Минор
Я вот, что вам скажу
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слезы лить
И предлагаю вам
Давайте вместе погрустим,
О чем, не знаю сам!
- Ну, если ты синьор Минор любишь вздыхать и слезы лить, значит, ты и песни такие любишь.
- Ребята, какого характера песни любит синьор Минор? (грустные)
- А как можно охарактеризовать грустные песни, какими словами?
-печальная
-жалобная
-тоскливая
-скорбная
-хмурая
-обиженная
-плачущая
- Вот сколько можно сказать слов о синьоре Миноре и его песнях.
- А мы знаем такую песню минорного характера? Давайте споём для нашего гостя. Песня: «Осень пришла» - Юдиной.
Минор:
Спасибо вам мои друзья. Я счастлив был услышать такую задушевную, выразительную песню. Я так расчувствовался.
- Присаживайся синьор Минор, а мы вернемся к нашей сказке. Мы с вами остановились на том, что у наших гномов стало грустное минорное настроение. Куда же пропала их веселая музыка?
Минор:
Я конечно люблю музыку грустную, но я знаю кому придется по душе веселая. Мой любимый брат – Мажор счастлив будет её услышать. Но где, же он?
- Ну вот, наши гномики и решили идти искать веселую – мажорную музыку. А время было позднее. Совсем темно и страшно стало в зимнем лесу. Но гномики были смелыми, да к тому же они очень любили свою веселую музыку и велико было их желание эту музыку найти. Чтобы гномикам не было страшно, мы зажжем на ночном небе звездочки. Сейчас наши девочки превратятся в звездочки, а а руководить звездочками будет Луна. Сегодня Луной у нас будет Кристина. Движения звездочек вы знаете. Так как звездочками руководит Луна, то Кристина будет показывать вам схемы при помощи которых мы и составим танец звездочек. А кто желает, может взять музыкальные инструменты и подыграть.
«Танец Луны и звезд»
Воспитатель:
Ну что ж, в лесу стало намного светлее, а мы сейчас поможем нашим гномикам в поисках веселой музыки. Возьмем в руки волшебные фонарики и в путь. А как вы думаете, какие были шаги у гномов? (легкие, маленькие, тихие)
(Звучит фрагмент муз. «Танец Феи Драже»» дети идут)
- Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, может быть, он нам подскажет, где искать веселую музыку.
Отгадайте загадку: Лебединый пух тут и там по полям, по лугам! (Снег)
- Ребята, а из чего состоит снег? (Снежинок)
- Но загадка эта не простая, а музыкальная, поэтому отгадку надо пропеть. Как снежинки все разные и не похожи друг на друга, так и мелодия отгадок должна быть у каждого своя. Ключиком к сундучку могут быть только ваши голоса. (пропевают слово «снежинка»)
- Я думаю, что вы справились с этим заданием, а теперь попробуем открыть сундучок и увидеть спрятанное там чудо.
(открывают, там снежинки)
Мы попали с вами в царство снега. Сейчас вы все превратитесь в снежинки. Представьте себе снегопад в тихую погоду. Снежинки никогда не задевают друг друга. Даже во время сильного ветра они движутся в каком то своем красивом ритме и если обгоняют друг друга, то делают это плавно огибая соседок. (звучит музыка «Метель» - дети имит. дв-е в конце муз. замирают снеж.) в какой либо позе или ложатся на ковер «Засыпают»
Воспитатель:
Куда же привели нас снежинки? Здесь холодно, неуютно, морозно. Не нашли гномики веселую музыку и пошли дальше. Вышли к большому озеру, покрытому льдом, появились первые лучи солнца и…
( звучит песня: «Как на тоненький ледок», в миноре, дети идут хороводным шагом.
Воспитатель:
Ой, ребята, знакомая песня, но что-то звучит она как - то не так, вам не кажется?
- Что здесь не так? (грустно)
- А что нужно сделать, чтобы песня стала веселой?
Дети: спеть быстрее, звонче. (Поют)
Не получается! Что же делать?
Дети: Петь, играя на музыкальных инструментах (поют)
Воспитатель:
Что же делать! Песенка с такими веселыми словами, а звучит так грустно.
Минор:
Я знаю! Вам сможет помочь только мой брат – Мажор, но только мы его до сих пор не встретили.
Воспитатель:
А может мы его позовем. Он услышит нас и придет. (Зовут)
(звучит веселая музыка, заходит Мажор)
Мажор:
Друзья, представиться спешу
Знакомству очень рад,
Меня зовут синьор Мажор
Я лучший друг ребят,
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех,
И если дружен ты со мной
То ждет тебя успех!
Невероятно, какие яркие краски! Как радостно, весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!
- Ну вот, ребята, сам синьор Мажор пожаловал к нам в гости и очень хочет с нами подружиться. Ну а вы как, хотите подружиться с ним? Но для этого нам надо найти портрет синьора Мажора. Вот посмотрите у меня, сколько портретов, а сможете ли вы среди них найти портрет синьора Мажора (ищут)
- Ну, вот портрет мы нашли. А как вы думаете в каком из этих домиков он захотел бы жить? Почему?
(потому что красный цвет – это веселое настроение)
Если синьор Мажор любит улыбку, шутку, смех, то значит, какие песни он любит? (веселые). А какими словами ещё можно назвать весёлые песни?
- радостные
- игривые
- задорные
- звонкие
- шутливые
- смешные
- забавные
Мажор:
Ребята, а вы знаете такую песню?
Песня: (ответ)
- Синьор Мажор у нас даже выставка есть картин к веселым песням. Мы тебя приглашаем на нашу выставку, и ты там сам выберешь себе песенку.
Мажор:
Ой, ребята, мне кажется на вашей выставке весёлых песен не все в порядке, здесь затерялись песенки и моего брата, синьора Минора.
- Да ты что синьор Мажор, не может быть! Ребята, давайте внимательно посмотрим и найдем эти картинки и подарим Минору. (Ищут)
- Но вот теперь все в порядке, можно и песню выбрать.
Песня:
- Я думаю, что ты синьор Мажор, не только любишь петь, но и двигаться.
Мажор: конечно, я всегда в движении.
- Тогда тебе будет интересно подвигаться с нами.
Хоровод: «Как на тоненький ледок» р. н. п.
- Но вот, ребята все поют и танцуют. Действительно весело. С синьором Мажором и наша песенка зазвучала по-другому (мажорно). Наконец-то мы нашли веселую музыку.
Теперь мы крепко будем дружить с синьором Мажором и с синьором Минором. Ведь нам ни как не прожить без этих двух замечательных братьев!