Елена Синельщикова
Сценарий тематического развлечения «Урок эколят — молодых защитников природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тематического развлечения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Жемчужинка»
Тематическое развлечение экологической направленности
для детей старшего дошкольного возраста
«Урок Эколят – Молодых защитников Природы»
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Синельщикова Е. В.
Введение:
Публикация «Сценарий тематического развлечения „Урок эколят — молодых защитников природы“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данное мероприятие в рамках одной темы решает разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности. Такие тематические развлечения можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в мероприятии.
В рамках мероприятия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Детям подготовительной группы вручается специальный значок - эмблема «Эколята». В это время ребёнок понимает, что он берёт на себя обязанность защищать природу, стать её другом, приходить к ней на помощь.
Особенностью мероприятия «Посвящение в Эколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанников является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с помощью сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Актуальность: Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т. к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях. Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Цель: Воспитывать у детей начало экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение и природолюбие к окружающей социальной и природной среде.
Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру;
помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле всего живого и самого Человека;
2. Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
3. Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
4. Способствовать речевому общению детей.
5. Развивать чувство ответственности, дружбы и взаимопомощи в сложных ситуациях закреплять правила поведения в природе
Новизна и значимость мероприятия заключается в деятельностном подходе экологическом воспитании детей дошкольного возраста, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка. Экологическое образование – это уникальное направление познавательного развития, которое можно осуществлять по всем образовательным областям, что и подтверждает данное мероприятие. Таким образом, мы решаем задачи, которые предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Инструментарий при организации мероприятия:
- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
- тематические книги о животных, природе, энциклопедии для дошкольников, Красная книга Рязанской области;
- наглядные и раздаточные материалы;
- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
Предварительная работа:
- создание костюмов «Эколят»;
- подготовка эмблем для детей «Эколята»;
- знакомство детей с «Азбукой Природолюбия»;
- подготовка мультимидийной презентации по сценарию мероприятия;
- подготовка музыкального сопровождения для развлечения;
- просмотр видеоролика про Эколят – молодых защитников Природы;
1. Ознакомление с водой, воздухом и их свойствами.
2. НОД по темам : «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Вода друг человека»; «Волшебница вода».
Цикл наблюдений, опыты, нод по изо – деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорокочки»,
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методы работы с детьми:
- Словесно-литературный метод (беседы, чтения художественной литературы, обсуждения);
- Проблемно-мотивационный метод;
- Метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ - главный метод экологического воспитания детей. Данный метод направлен на формирование у детей практических навыков и умений;
- Метод «отраженной природы» - восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное;
- Метод игровых обучающих ситуаций.
Оборудование: костюмы эколят, галстуки, эмблемы, экран, проектор, музыкальный центр, ноутбук, обручи, картинки с изображением животных и их следов, мяч.
Глобус;
Схемы – модели: «Кому в природе нужна вода», «Как человек использует воду»;
Слайды - шоу: «Заводские трубы»; «Природа»
Импровизированный «пруд», вокруг которого разбросан мусор (бутылки, фантики от конфет, кожура от фруктов и т. д.)
Материал для опыта фильтрации воды:
бинты, вата, ножницы, пластиковые бутылки, грязная вода (в стаканчиках);
Видеозапись:
1. Космическая музыка Спей-с «Моя цветущая планета» (перегрузка)
2. Видеоклип «Гимн природе» (media Player Classic)
3 Видеозапись ППК Космос 2006 г. (media Player Classic)
4. Клип «Экология глазами ребенка» (media Player Classic)
5. Клип Год Экологии 2017» (media Player Classic)
6. Видеозапись Эннио Морриконе «Ветер плачет» MP 4 (media Player Classic)
Ход занятия
Приложение 1 Звучит космическая музыка Спейс «Моя цветущая планета» (перегрузка)
Дети заходят в группу. Улыбаются, приветствуют гостей
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем будущем. А какое оно будет, зависит от нас с вами, потому что именно Человек может или сохранить природу Земли или окончательно ее уничтожить.
Вы хотите дышать чистым воздухом?
Вы хотите пить чистую воду?
Вы хотите слушать птичьи трели?
Вы хотите жить на цветущей планете?
Дети: да!
Сегодня к нам пришли необычные гости - «Эколята». А вы знакомы с Эколятами?
Дети: да!
Воспитатель: А каких Эколят вы знаете?
( Дети перечисляют: Шалун, Умница, Тихоня. Ёлочка)
Приложение 1 Показ слайда № 2
В зал заходят «Эколята»
Воспитатель: здравствуйте, ребята.
Умница: Ребята, я так рада побывать у вас в гостях Я Умница, ношу разовую шапочку, зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, тёмно-розовые башмачки, Я самая серьезная, много знаю и рассказываю своим друзьям интересные истории, потому что люблю читать. Нет-нет вы только не думайте, что я всегда поступаю правильно и не всегда знаю ответы на все вопросы. Просто я самая старшая, и это все объясняет.
Тихоня: Я, Тихоня, младший брата- желудя. Шалуна Я ношу оранжевую шапочку, тёмно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс. Я тихий и скромный, даже скорее стеснительный, но это нисколько не мешает мне всячески поддерживать Шалуна не только во всех его проказах, но и полезных делах. Я очень люблю цветы, поэтому перед своим домиком, я разбил чудесный цветник.
Шалун: Привет ребята, Я Шалун, самый озорной и шкодливый, без сомнения. Я люблю веселые игры, которые знаю великое множество. Я все время стремлюсь узнать что-то новое и неизвестное. У меня желтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькающий то тут, то там. К своей яркой шапочке я подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Елочка: приветствую вас ребята. Я Ёлочка, веселая и общительная. Подружка малышей-желудей. Ношу бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку- шишечку на платье. Захожу очень часто в гости к малышам, чтобы поиграть, поговорить о том, о сем.
Воспитатель показывает детям глобус, который принесли «Эколята» задает вопрос:
- Ребята, а что за странный предмет принесли нам «Эколята»?
(Глобус)
- Что такое глобус?
Дети: Макет нашей планеты Земля, в уменьшенном размере.
Приложение 1 Показ слайда №3
Воспитатель: что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети: Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Дети: Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да еще и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Дети: и только на нашей Земле есть жизнь.
Воспитатель: А сколько всего в мире планет?
Дети: Девять
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?
Приложение 1 Показ слайда 4
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два - Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он идет восьмой по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Умница: Марс, Юпитер и Венера
Много знаем мы планет.
Но красивей и роднее
Чем Земля родная нет!
Воспитатель:
Вертится, крутится шар голубой –
Это Земля, где живем мы с тобой!
Приложение 2 Показ видеоклипа «Гимн природы» (media Player Classic)
Воспитатель повествует:
- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Воспитатель: Наша планета голубого цвета. Почему она голубая?
Приложение 2 Слайд 4
Дети: На Земле много воды.
Приложение 2 Слайд 4,5,6,7
Воспитатель: Вода – это что?
Дети: Моря и океаны, реки и озера, болота и ручьи.
Воспитатель: Кому в природе нужна вода? (Схемы-модели)
Приложение 2 Слайд 8
Дети: Человеку, деревьям, животным, птицам, рыбам…
Воспитатель: на земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
Воспитатель: Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и поэтому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кране поступает из …
Дети: из реки, из-под земли…
Воспитатель: как человек использует воду?
Приложение 2 Слайд 9 (Схема–модель «Использование воды»)
Дети: пьёт, моется, стирает, убирается, чистит ….
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, свойства воды.
Приложение 2 Слайд 10,11 (Схема - модель «Свойства воды»)
Дети: Она без вкуса, без запаха, без формы и без цвета.
Воспитатель: А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.
Приложение 2 Слайд 12
Дети: Чистая
Воспитатель: А может ли человек употреблять грязную воду?
Дети: Нет
Воспитатель: почему?
Дети: В грязной воде много микробов, можно заболеть
Воспитатель: если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки?
Дети: Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа….
Воспитатель: Ребята, «Эколята» предлагаю заглянуть в будущее, увидеть, что станет с реками, лет этак через 20. Давайте представим на время, что вы космонавты. Полетели!
Физкультминутка: «Космодром»
Приложение 2. Звучит П. П. К. Космос 2006 (media Player Classic)
Для полета по планетам,
Ждет нас быстрая ракета.
Мы идем на космодром
Дружно в ногу мы идем (Ходьба на месте)
Побежим ребята дружно
Разминаться всем нам нужно (Бег на месте)
Встали прямо, руки в боки
Начинаем мы подскоки
(Руки на пояс, делают легкие подскоки двумя ногами на месте)
На носочки дружно встали,
Руки кверху мы подняли (Встать на носочки, поднять руки вверх и к плечам)
Руки в боки, как ворота,
Начинаем повороты (Руки на пояс, делают повороты корпуса вправо и влево)
В невесомости летим,
Звезды видеть мы хотим. (Поднять то правую, то левую ногу, согнутую в колене)
Приседанья аккуратно
Делать очень нам приятно (Делают мягкие пружинистые приседания)
Наклонились вправо, влево,
Отдаем Земле поклон (Наклоны туловища вправо, влево)
Вот ракета улетела, опустел наш Космодром.
Приложение 2. Звучит журчание воды
Импровизированный «пруд». Ребят встречает испуганный лягушонок.
Воспитатель: Мы, рады приветствовать тебя, маленький
Лягушонок:
В пруду я в чистом проживал
Бед и горюшка не знал.
А теперь настало время,
Негде мне теперь нырять и с друзьями мне играть.
Все кругом переменилось
Пруд в помойку превратился.
ребята, я вас так ждал. С нашим прудом приключилась беда. Он погибает. Люди загрязнили наш пруд, растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели.
Лягушонок: Помогите нам.
Воспитатель: Мы с радостью поможем. Правда, ребята?
(Воспитатель предлагает детям очистить пруд от мусора (дети вынимают из импровизированного пруда мусор).
Игра «Собери мусор»
Лягушонок: Пруд стал чище, но не совсем. Вы очистили дно и территорию около пруда, а вода в пруду осталось грязной (лягушонок показывает бутылку с грязной водой, я прошу вас помочь мне очистить воду.
(Воспитатель предлагается детям очистить воду через фильтр.)
Воспитатель: Ребята, как можно сделать фильтр для воды?
Тихоня и Умница: необходимо взять бинт, разложить на поверхности. Сверху бинта кладем плотный слой ваты и закрываем слоем бинта Полученный фильтр укладываем в емкость (Бутылка, банка и т. д.)
Опыт:
Пропускаем загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) Обращается внимание детей, как изменилась вода. Затем все дети возвращаются к пруду и отдают чистую воду Лягушонку.
Воспитатель:
Ребята мы с вами очистили воду, пруд стал прозрачным, чистым, зеркальным. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.
(Звучит бодрая музыка, Лягушонок благодарит детей.)
Воспитатель:
Проведем еще один опыт, давайте попробуем закрыть рот и нос и не дышать. Что вы чувствуете?
Дети: трудно дышать.
Воспитатель: правильно ребята человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас с вами, убедились. Все живое на земле не только нуждается в воде, но и воздухе. Дышат растения, животные и конечно же человек.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним свойства воздуха.
Приложение 2 Слайд 13
Воспитатель: что мешает воздуху быть чистым?
Дети: Заводы – дым, машины - газ, пожары и конечно курящие люди.
Воспитатель: Люди построили много заводов, фабрик, электростанций, от которых загрязняется воздух – его загрязнет дым, который выходит из труб в небо. Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа.
Приложение 2 Слайд 14
Воспитатель: дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь, тоже забирает кислород и углекислого газа в воздухе становится все больше и больше. Так, и задохнутся можно.
Опыт:
Педагог зажигает на блюдце скомканную бумагу. Накрывает стаканом, огонь погас.
Воспитатель: почему погас огонь?
Дети: не стало кислорода.
Воспитатель: но я ребята открою вам небольшой секрет, что, к счастью, углекислый газ необходим растениям. Деревья, кустарники и трава ловят углекислый газ, возвращая в воздух кислород, поэтому, чем больше растений, тем чище воздух.
Воспитатель: что необходимо делать для того, чтобы воздух был чистым? Как вы считаете?
Дети: посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.
Воспитатель: Природа нам помогает расти; здоровыми, крепкими, красивыми
Воспитатель: Широка наша страна, огромная. Много в ней лесов. Лес так же, как озера, моря и реки, — лучшее украшение земли. Этот сказочный уголок живой природы ежедневно завораживает нас, наполняя ароматом озона. Ведь именно лес, вернее деревья, которые в нём растут, вырабатывает столь нужный нам кислород.
Воспитатель: сейчас мы с «Эколятами» проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру
«Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок, и сорву ромашку?
Дети: Нет.
Если съем я пирожок, и выброшу бумажку?
Дети: Нет.
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети: Да.
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Дети: Да.
Если разведу костер, а тушить не буду?
Дети: Нет.
Если сильно насорю и убрать забуду?
Дети: Нет.
Если мусор уберу, банку закапаю?
Дети: Да.
Я люблю свою природу. Я ей помогаю!
Дети: да!
Воспитатель:
Приложение 2 Слайд15
Воспитатель предлагает посмотреть видео ролик «Экология глазами детей»
Воспитатель: чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить бережно с ней обращаться. Загрязняется наша Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Шалун:
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Воспитатель:
Будем надеяться, что природа нас простит.
Умница: Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг,
Тут – речка, там зелёный луг.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть;
Леса и горы, и моря –
Всё называется – Земля!
Воспитатель: Взгляни на глобус шар земной,
Ведь он вздыхает как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Воспитатель: Сколько на земле интересного: животные, растения, насекомые! Какая земля разная: реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду жизнь! Рыбы, животные и птицы не выращивают цветы, не строят города, не умеют считать и рисовать! Но сколько нужного и полезного они дают людям! Как важны растения, которые кормят и согревают нас. Вся природа радует нас и заботится о них. Мы должны любить нашу землю и беречь ее. Каждый на земле должен заниматься своим важным делом! А мы будем помогать Земле!
Приложение 2 Видеоролик «2017 – Год Экологии»
Воспитатель: Я и наши друзья «Эколята», сегодня убедились, что достойны звания Эколята! И сейчас мы проведем посвящения в Эколята. Настало время дать Клятву!
(Дети встают полукругом)
Воспитатель произносит слова клятвы, а ребята говорят: «Клянусь!»
-Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
-Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
-Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
-Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
-Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Воспитатель: Дорогие ребята! Теперь вы стали юными Эколятами – защитниками природы! Не забывайте, что значит это звание.
Воспитатель: Занятие мне хочется закончит на теплой нотке. Любовь наших детей - это бабочка порхающая в голубом небе, несущие на своих крылышках доброту, любовь и нежность. Наши дети приглашают прикоснуться к прекрасному.
(Работа детей «Порхающая Бабочка» Оригами)
Список использованной литературы:
«От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н. Е. Вераксы.
Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Н, Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт. — сост. Н. А. Кочкина. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, подготовительная группы. — М. : ВАКО, 2008.
Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. -М. : ТЦ Сфера, 2012.
Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Просвещение, 2005.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 1998.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М. ,«Вако», 2007.