Папки-передвижки

Тематический проект в младшей группе «Птицы весной»

Ирина Александровна Матвеева
Тематический проект в младшей группе «Птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы

Тематический проект в младшей группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Тематический проект

в младшей группе.

Тема : «Птицы весной»

Разработала: воспитатель Матвеева И. А.

г. Арзамас. 2022.

Тип проекта : познавательно - творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (март – апрель 2021г.).

Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы, родители детей.

Публикация «Тематический проект в младшей группе „Птицы весной“» размещена в разделах

Актуальность проблемы.

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На Земле более 9000 видов различных птиц. Они живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях, в угольных шахтах и на вершинах гор. Куда бы мы ни бросили взгляд - везде увидим птиц. Птицы - одно из самых замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают естественные и культурные ландшафты, наполняя их звуками и красками и придавая им неповторимое своеобразие. Птицы очень сильно различаются между собой размерами, особенностями организма, режимом питания, образом жизни и др.

Перелётные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными зимними холодами, морозами. Прилетев в родной край, они не находят ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая ответственность ложится на человека. В его силах помочь пернатым – построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить за наличием корма.

Беседа с родителями показала, что они недостаточно информированы и не всегда уделяют этой проблеме достаточно внимания.

Цели:

• Закрепить представления детей о птицах, их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной.

• Познакомить детей с понятием «перелётные птицы» как одним из признаков наступления весны.

• Мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми в стремлении помочь птицам.

Задачи:

• Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о птицах (летают, поют, клюют, добывают корм).

• Формировать элементарные представления о перелётных птицах (грачи, скворцы, ласточки и др. ; прилетают, строят гнёзда, выводят птенцов, заботятся о них).

• Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения детей за птицами.

• Побуждать устанавливать простейшие связи между условиями наступления весны, состоянием растительного мира и поведением птиц.

• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, речевые навыки.

• Совершенствовать творческие способности.

• Способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым, к гнездованиям птиц.

Ожидаемые результаты.

Родители.

наблюдается интерес к совместной деятельности с детьми (изготовление скворечников и кормушек, подкармливание птиц в зимний период);

проявляется желание к творческой, продуктивной деятельности. (выставка рисунков «Птицы»)

Дети.

сформированы представления о внешнем виде птиц, их названиях, образе жизни;

заложены основы заботливого, бережного отношения к птицам, устойчивое желание оказывать посильную помощь пернатым;

• развиты познавательные интересы, потребность в двигательной, продуктивной, музыкально - театральной деятельности

Средства реализации:

Тематические альбомы : «Птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Птицы водоёмов», «Птицы лесов».

Подборка репродукций и сюжетных картинок с изображением птиц, фотографий птиц в разных жизненных ситуациях.

М/ Ф: «Весенние гости», «Синичкин календарь», «Весенние мелодии», «Песенка радости», «В лесной чаще», «Рекс и дятел».

Фонотека «Голоса птиц».

Мультконцерт: «Птички поют», «Весёлые птицы».

Демонстрационный и раздаточный материал по теме проекта.

Художественное слово.

Потешки, заклички

«Чирик - чик - чик», «Сорока - белобока», «Уж, ты ласточка», «Ах, качи, качи, качи», «Жаворонушки», «Летели кукушки», «Где ты спряталась, кукушка?», и др.

Сказки

«Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Гуси - лебеди», «Дикая утка, лиса и ворон», «Почему у сороки длинный хвост?», «Королёк», «Пёс воробей», «Ссора птиц», «Болтливая птичка».

Поэзия

Барто А. «Синица», «Снегирь», «Воробей», «Кто как кричит», Белоусов И. «Милая певунья», Благинина Е. «Голодно, холодно, галки, воробьи?», Волгина Т. «Где чей дом?», Жуковский В. «Птичка», Кузнецов В. «Скворушки», Токмакова И. «Голуби»

Проза

Домарёнок Т. «Сказки про птиц», Ушинский К. «Рассказы о птицах»

Музыкальный репертуар по теме проекта.

«Птичка» (Ю. Энтин) ,«Пёрышки у птички» (Ю. Харченко».

«Простая песня» (Н. Хилтон,«Воробей» (А. Чельцов – В. Герчик)

«Воробушки» (Н. Алпарова – В. Николаев)

«Ласточки прилетели» (М. Парцхаладзе – рус. текст В. Татаринова)

«Песенка дятлов» (В. Залесский - А. Матутис, рус. текст Г. Герасимова)

«Песня синицы» (М. Бак)

«Птичий ужин» (лит. нар. песня, перевод Н. Найденовой, обработка Т. Попатенко)

«Птичка» (укр., (обработка П. Чайковского)

«Синичка» (М. Красев – М. Клокова)

«Утренняя песенка» (Б. Савельев – З. Петрова)

«Маленькая птичка» (Т. Попатенко – Н. Найдёнова)

«Марш друзей»(Е. Шаламонова)

«Песенка Синички» (М. Галушка)

«Прилетела птичка» (Е. Тиличеева – Ю. Островский)

«Птичка маленькая» (А. Филиппенко – Е. Макшанцева)

«Птичка» (М. Раухвергер – А. Барто)

«Утро» (Г. Гриневич – С. Прокофьева)

«Три синички» (рус. нар. песня)

«Вестница весны» (нем. нар. песня, рус. текст И. Мазина)

«Возвращение птиц» (нем. нар. песня, рус. текст И. Мазина)

«Скворцы» (Н. Луконина – Л. Чадова)

«Воробей» (М. Раухвергер)

Формы реализации проекта.

Беседы, презентации

«Кто к кормушке прилетал, вместе с нами зимовал?»

«Вот под ёлкою зелёной скачут весело вороны»

«Совушка - сова – большая голова»

«Люли, люли, люли – прилетели гули»

«Кто присел на толстый сук и стучит: тук-тук, тук-тук?»

«Птицы в гости к нам спешат»

«Милая певунья, ласточка родная»

«На шесте – дворец, во дворце – певец»

«Что за птица на суку нам поет : ку-ку, ку-ку?»

Наблюдения

«Озорные воробьи», «Вороны и сороки», «Птицы на территории детского сада»,«Скворечники»

Игровые ситуации

«Птички - чистюли»,«Мама готовит обед для птенчиков», «Укладываем скворушек спать»

Труд: Наполнение кормушек

Речевые, словесные игры

«Птичка - невеличка», «Ворона», «Совушка», «Одна (птица) – много (птиц)», «Назови птичку ласково», «Доскажи словечко», «Кто кем станет?»

Пальчиковые игры

«Сорока - белобока» («Сорока - ворона», «Ах, ты совушка - сова», «Шла кукушка через сад», «Ку - ку, ку - ку, кукушечка», «Воробей», «Воробьи - воробушки», «У вороны голова…», «Вот ворона полетела», «Дом для птицы», «Скворец в скворечнике живёт», «Дятел», «Ласточка», «Дрозды», «Снегири», «Синичка», «Гуси-лебеди», «Аист», «Птички», «Птичка - невеличка», «Птичка - птичка, вот тебе водичка», «Клювик раз, клювик два», «Птичек стайка», «Стая птиц», «Птичья кормушка», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Гнездо», «Яичко», «Птенчики в гнезде», «Птицы прилетают»

Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Чем похожи, чем отличаются»., «Подбери пёрышко»., «Узнай птицу по описанию (по голосу)».,«Расположи по росту»., «Где чей дом?», «Кому – что?», «Что перепутал художник?», «Найди домик для птички»., «Найди такую же»., «Что изменилось?», «Кого не стало?»

Сенсорные упражнения

«Сделай птичку» (игры с блоками Дьенеша, «Птички на ветке» (игры с мозаикой, «Скворечники» (игры с палочками Кюизинера, «Домики для птичек» (игры с крупным строительным материалом, Разрезные картинки, паззлы по тематике проекта.

Подвижные, хороводные игры, музыкально - ритмические упражнения

«Воробушки и кот», «Весёлый воробей», «Раз, два, три – к нам воробушки пришли»., «Вот под ёлкою зелёной…».,«Птички и автомобиль», «Птички и дождик», «Птичка, не зевай»., «Дружно мы сейчас пойдём и построим птичкам дом».,«Птички и птенчики», «Птички в клетке», «Птички» (летают, в гнёздышках).,«Птичка, птичка, где была?», «Птички прилетели», «Стайка птиц»., «День и ночь»

Продуктивная деятельность

«Грачи» (рисование пальчиками, «Птички- невелички»» (рисование ладошкой,«Маленькая птичка прилетела к нам» (аппликация, «Скворечник» (аппликация,«Птички в гнёздышках» (лепка, «Сороки» (коллективная поделка из природного и бросового материала, «Гнездо ласточки» (лепка)

Итоговые мероприятия. Выставка рисунков : «Ох, уж эти чудо - птицы, Развлечение «Птицы весной»

Итоги проекта :

Родители и дети активно проявили себя в проекте, дети с удовольствием представляли свои работы. Делились с нами, какие трудности возникали у них во время изготовления кормушек, поделок. Задача воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время выполнена! Поскольку ребята с заботой и трепетом продолжают начатое дело

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

3. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.

4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 199

Правила поведения в природе.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть

Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

Подкармливайте птиц зимой.

В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать!

Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен.

Высаживайте деревья и различные густые кустарники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник.

Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники.

Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно.

Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Загадки про перелётных птиц

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

/Кукушка/

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

/Скворец/

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту.

/Аист/

Стихи про птиц

Скворец за морем жил зимой,

вернулся он домой.

И рано утром в тишине

о солнце и весне.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Жаворонок.

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли — своей постели.

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

Аист.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Дрозд.

Даже небо устало от стужи,

Обреченно рассыпало снег.

Вдруг со старой раскидистой груши

Черный дрозд мне запел о весне!

И слетались с округи синицы

Под веселую песню дрозда,

Таял снег у меня на ресницах

И блестел, словно капли дождя.

Трель соседям стучала в окошки,

И морозы гнала под кусты,

Ей в ответ замурлыкали кошки,

И коты распушили хвосты.

Красовался оранжевым клювом

Наш веселый пернатый певец,

Только жалобно плакала вьюга,

Что зиме наступает конец!

Кукушка.

Я - важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку. "

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку. "

Народные приметы про перелётных птиц

Галки собираются большими стаями и сильно кричат - на ясную погоду и мороз.

Воркуют горлица - в этот день дождя не будет.

Дрозды перед ненастьем кричат.

Журавли летают низко - на непогоду.

Жаворонки высоко в небе долго поют - на погоду, а если утром они молчат - жди дождя.

Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.

Зяблик отлетает - к похолоданию.

Ласточки летают высоко - на хорошую погоду, а низко - к дождю.

Цапли громко кричат в полете - на хорошую, ясную погоду.

Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат - перед ненастьем.

Ласточка стучится в окно - будет известие.

После прилета дроздов практически не бывает серьезных заморозков.

Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.

Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.

Почему именно эти приметы считаются наиболее надежными? Потому что поведение птиц основано на том, что они умеют чувствовать будущую погоду, и вести себя соответственно. И человеку, просто понаблюдав за поведением птиц, можно сделать выводы о предстоящей погоде.

Описание птиц

Соловей – маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей - перелетная птица, зимующая в Восточной Африке.

Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка - перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.

Аист – крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные.

Аисты почти немы - могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.

Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.

Дрозд - с матово-чёрным оперением, и с ярким оранжево-жёлтым клювом. Дрозд хорошо известен и любим своим отменным пением. Хорошим певцом может стать не каждая птица. Основное условие - это наличие рядом хорошего учителя. Выращенные в неволе дроздята обычно не бывают классными певцами. Это обычные перелетные птицы, которые в гнездовое время держатся парами, а в остальные сезоны - стаями. Кормятся в основном на земле, добывая из лесной подстилки дождевых червей, многоножек, личинок насекомых и улиток.

Жаворонок - размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки - перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад.

Грач- тело 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России. Грачи прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей. Обычно обитает на полях, полях, а также в больших городах.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Перелётные птицы весной» для старших дошкольников Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Ознакомление с окружающим миром. (Старшая - подготовительная группы).

Фотоотчёт о тематической неделе «Птицы весной» в старшей группеФотоотчёт о тематической неделе «Птицы весной» в старшей группе На прошлой неделе в нашем детском саду прошла тематическая неделя, посвященная Международному Дню птиц. На протяжении всей недели мы с.

Конспект НОД по экологии и лепке в старшей группе «Перелетные птицы весной. Ласточка»Конспект НОД по экологии и лепке в старшей группе «Перелетные птицы весной. Ласточка» Программное содержание: Познавательное развитие Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,.

Конспект проведения прогулки «Птицы весной» в разновозрастной группеКонспект проведения прогулки «Птицы весной» в разновозрастной группе Конспект проведения прогулки «Птицы весной» в разновозрастной группе Цель: Развивать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи:.

Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой. Ход занятия Знаешь ты, и знаю.

Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка»Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка» Копилка педагогических идей на тему "Птицы весной" в рамках экологической акции "Скворушка"Цель: формирование экологической культуры, воспитание.

Проект «Птицы — наши пернатые друзья» во второй младшей группеПроект «Птицы — наши пернатые друзья» во второй младшей группе .

Проект «Птицы весной» во второй младшей группеПроект «Птицы весной» во второй младшей группе Автор проекта: Сутырина Е. И. Тип проекта: информационно-творческий, экологический. Срок реализации проекта: три недели апреля (с 2.04.

Тематический проект «Осень разноцветная» в средней группе ДОУТематический проект «Осень разноцветная» в средней группе ДОУ Актуальность проекта: Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и.

Экологический проект во второй младшей группе «Зимующие птицы»Экологический проект во второй младшей группе «Зимующие птицы» АКТУАЛЬНОСТЬ Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический проект в младшей группе «Птицы весной»
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 21:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический проект в младшей группе «Птицы весной»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД