Светлана Шаталова
Тематический день «В гости к нам пришла Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение.
Занятия
Путешествие по замку Зимы
Цели: уметь использовать полученные знания о зиме, зимних явлениях в отгадывании загадок, описании явлений, выполнении заданий; использовать имеющийся словарный запас по теме, обобщать характерные признаки зимы, как времени года.
1. Чтение стихов о зиме.
Педагог предлагает задобрить Зиму, чтобы она пустила детей в свой замок, рассказать ей, какая она красавица. Ставит условие: читать стихи выразительно, не повторять одно и то же стихотворение.
Публикация «Тематический день „В гости к нам пришла Зима“» размещена в разделах
Один ребенок читает стихотворение, а остальные выделяют образные выражения, красивые речевые обороты. Дети поощряются снежинками и становятся маленькими детками матушки-Зимы.
2. Стихотворение-загадка.
Педагог просит детей внимательно послушать стихотворение о снежинках, выделить их признаки и запомнить, как их описывает поэт.
Белые, мохнатые,
Легкие снежинки
Тихо с неба падают,
Будто бы пушинки.
Все они холодные
И тепла боятся.
Тонкие и хрупкие,
Могут поломаться.
Словно балерины,
В воздухе порхают.
Что красивы очень,
Все снежинки знают.
3. Пластический этюд «Снежинки».
Педагог в образе Зимы' предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Не забыть при этом, какие снежинки, прислушиваться к музыке и словам. Попытаться передать образ легкой, хрупкой, красивой снежинки под любую вальсовую музыку.
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись.
По замерзшему асфальту
Закружил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Землю всю покрыть стремятся.
4. Отгадывание загадок.
Педагог по своему выбору предлагает детям отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя, как они догадались.
• Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима.)
• На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
• Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце напекло,
Одеяло утекло. (Снег.)
• Скатерть бела
Весь свет одела. ('Снег.)
• Бел, да не сахар.
НОГ нет, а идет. (Снег.)
• С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые. (снежинки).
).
• Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Вьюга.)
• Белые змеи
Над землей полетели.
По дорогам поползли
И сугробы намели. (Метель.)
Т. Шорыгина
• Меня не растили
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки,
Губы — сучки.
Холодная, большая.
Кто я такая? (Снежная баба.)
• Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз.)
Физкультминутка «Снеговик».
Дети под чтение стихов педагогом делают массаж биологически активных зон (М. Картушина).
Раз и два, раз и два —
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко.
Вместо носа есть морковка,
Вместо глазок — угольки,
Ручки — веточки нашли.
А на голову — ведро.
Посмотрите, вот оно!
Имитируют лепку снежков.
Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.
Проводят пальцем по щекам сверху вниз.
Растирают указательным пальцем крылья носа.
Прикладывают ладони ко лбу козырьком и энергично растирают лоб.
Энергично растирают ладонь о ладонь.
Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.
Кладут обе ладони на макушку и качают головой.
Гимнастика после сна.
«Путешествие снежинки» (часть первая)
1. «Снежинки просыпаются» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево - вправо.
2. «Снежинки-пушинки» - и. п. : то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.
3. «Снежинки - балеринки» - и. п. : стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4. «Снегопад» - и. п. : то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
— основные приметы зимы;
— изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире;
— то, что зима — это время года, которое наступает за осенью;
— особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).
Дети должны уметь:
— обобщать признаки зимы и конкретизировать их;
— сравнивать зиму с другими временами года;
— использовать имеющийся по теме лексикон в речевом общении;
— общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.
МАТЕРИАЛЫ
Картины с изображением разных признаков зимы, зимние пейзажи, детские рисунки, мишура, игрушки и т. д.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)
Зима (педагог).
Первая половина дня
Утро
Вводная беседа
Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; собрать внимание; вызвать интерес к теме дня; спланировать основные его этапы.
Утренняя гимнастика
Цели: уметь выполнять упражнения ритмично, с хорошим мышечным напряжением, настроением; ориентироваться в пространстве зала вокруг себя; выразительно показывать образы, связанные с зимой.
* * *
Ходьба по глубокому снегу, по узкой тропинке, на четвереньках —следы животных, бег врассыпную — снежинки; бег змейкой — речка во льду, разгребание снега лопатой вправо, влево; поднимание снежного кома для лепки снеговика; игра со снежками; лежа — стряхивание снега с ног; подпрыгивание — стряхивание снега с веток — снежный дождь; прыжки — греемся, растираем ладони, пальцы; дыхательные упражнения — морозныйвоздух, кружение — вьюга; приседание — ныряем в прорубь, скользящий шаг — ходьба на лыжах; катание на коньках; взмахи руками — метелица.
Оформление группы
Цели: уметь проявлять творческую инициативу; выбирать оформление, соответствующее сезону — зиме; красиво размещать элементы оформления, создавая целостную композицию; объяснять свои действия и выбор.
Педагог предлагает из имеющихся картинок, элементов, рисунков детей, мишуры, игрушек и т. п. сделать замок или дворец (терем, в котором живет Зима. Но так, чтобы все признаки зимы были в оформлении. Обсуждает предложения, выслушивает ответы детей, побуждает творческое начало.
Занятия
Путешествие по замку Зимы
Цели: уметь использовать полученные знания о зиме, зимних явлениях в отгадывании загадок, описании явлений, выполнении заданий; грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме, обобщать характерные признаки зимы, как времени года.
Прогулка
Подвижная игра «Два Мороза»
Цели: развивать внимание, ловкость, умение быстро бегать; воспитывать честность при выполнении правил игры; смелость при убегании от Морозов.
Правила. Педагог отмечает два дома на противоположных сторонах площадки. В одном доме живут два Мороза, а в другом — дети. Между домами отчеркиваются две горизонтальные линии, между которыми состоятся перебежки. Два Мороза выходят к своей линии чуть в стороне от центра и говорят:
Мы два братца удалые,
Мы морозы молодые.
Я — Мороз Красный нос,
Я — Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
Затем дети бегут к своему домику, а Морозы салят их. Осаленного ребенка они забирают в свой домик. Замороженными считаются не только осаленные дети, но и те, кто побежал раньше слов «И не страшен нам мороз!». Выигравшими считаются те Морозы, которые осалили больше детей.
Конкурс на лучший рисунок на снегу.
Цели: уметь придумывать узор, ориентироваться на предложенной плоскости.
Наблюдение за изменениями в неживой природе
Цели: уметь выделять признаки конца зимы и сравнивать их с началом и серединой зимы; описывать признаки, используя словарь по теме; видеть и отмечать взаимосвязь изменений в неживой и живой природе.
Вторая половина дня
Гимнастика в кроватке «Приключения снежинки», хождение по массажным дорожкам. Водные процедуры «Водичка, водичка, умой моё личико…»
Игры со строительным материалом «Замок Зимы». Цель: развивать конструктивные умения детей, способствовать по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; активизировать в речи названия деталей, развивать моторику, умение соотносить движения со словами.
Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы»
Цели: уметь внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованными на картинках, пояснять свой выбор.
Прогулка 2.
Тема : «Наблюдение за снегопадом»
Цель: формировать представление о состоянии воды.
Индивидуальная работа по развитию ФК – метание снежков. Цель: учить детей бросать в цель, развивать глазомер.
Самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры
«Снег кружится» (по стихотворению А. Барто) - развивать умения у детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.
«Снег — метель - вьюга»
Цели: уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.
Правила. По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
Вечер.
Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка».
Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать героям, умение отвечать на вопросы воспитателя по сюжету.
Дидактическое упражнение «Назови действие»
Цели: знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.
Педагог начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель. (метет).
Ночью ветер в трубах. (завывает, воет).
Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк. (воет).
На зиму медведь в берлоге. (засыпает).
Мороз щеки и носы. (щиплет).
Зимой вода в реке. (замерзает).
Зимой снег все вокруг. (накрывает).
Под снегом травка зимой. (греется).