Юлия Щербакова
Тематически интегрированное занятие в средней группе «Знакомство с профессией гончара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с различными видами украинского декоративно-прикладного искусства - керамикой. Ознакомить с трудом гончара. Воспитывать у детей потребность видеть и любоваться красивыми изделиями, замечать в них оригинальную форму, разнообразие узоров; познакомить со способом нанесения узора (стекой, кошачьей шерстью, пальцем, пером). Воспитывать интерес к народному искусству.
Закрепить умение детей лепить предметы быта, используя знакомые приемы лепки. Развивать фантазию, творчество во время нанесения узора.
Публикация «Тематически интегрированное занятие в средней группе „Знакомство с профессией гончара“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Словарь: гончар, гончарный круг, восток, муфельная печь, топливо.
Совместная деятельность.
Издавна украинская земля славилась народными мастерами. В Украине умели и ткать, и вышивать, и резать по дереву, лить из металла различные изделия и производить керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.
Дети, сегодня мы рассмотрим предметы, которые стоят на столе (кувшин, бочонок, куманец, горшок, свисток, ваза). Что это? Для чего служит? Как расписано? Это все называется украинская керамика. А с чего она изготовлена? Как вы думаете, как называют человека, который производит эти изделия?
Глина в кого оживает?
Творит из нее кто чудеса?
У кого посуду, будто жар?
Ну, конечно же, это. (гончар).
Стук в дверь. Заходит гончар, ему дети преподносят хлеб-соль.
Гончар (рассказывает). Глину для посуды берут с востока, чтобы изготовленные изделия добавляли людям здоровье, потому что на этой земле растут лекарственные растения - ромашка, тысячелистник, девятисила. Глина лежала на улице, ее морозил мороз, мочили дожди, обогревало солнышко, обдували ветры. Весной я просеивал глину, выбирал палочки, камешки и начинал лепить изделия с помощью гончарного круга. Готовое изделие поливали поливом - это глазурь с перемолотых песка, свинца и стекла, затем обжигали в муфельной печи. Огнеупорная глина добывается в нашей местности в поселке Просяное. Посмотрите, вот какая глина. Нажмите пальцем. На базаре надо было уметь выбрать посуду. Хорошим считался тот сосуд, который при постукивании звонко вызванивал. Перед использованием кувшин обливали ржаной мукой, тогда молоко в нем долго не скисало. А еще изделия расписывали куриным пером, пальцем, кошачьей шерстью, разноцветной глиной.
Показ свища. Свист, выгоны беда, зло из комнаты.
Включается запись украинской народной мелодии, воспитатель приглашает детей и гончара потанцевать.
Гончар прощается с детьми, оставляя им куманец и вазу, горшок.
Чтение произведения А. Качана «Чашки-двойняшки» сопровождается иллюстрацией «Гончар работает за гончарным кругом».
вопрос:
- Откуда взялись чашки? У кого есть гончарный круг?
- Кто расписал стороны?
- Что еще делали с чашками?
- А как об этом говорится в произведении?
(Ответы детей)
- Найдите на столе чашку, а горшок где?
- В какой народной песенке упоминается горшок? («Иди, иди, дождик.») загадывается загадка.
Как в печь меня несут,
У меня овощи кладут,
Еще водичку заливают,
В огонь - и борщ нет. (Горшок)
А это что за посуду?
У тела уши,
Головы не имею
Молоко, сметану, квас
Хорошо храню. (Кувшин)
Украинская народная игра «Кувшин». Лепка кувшина.
На другом занятии дети учатся описывать керамические изделия. Украшают их стекой, пальцем, пером, кошачьей шерстью.
Рисование узора на бочонке по мотивам
опишнянской керамики
(Репродуктивный этап)
Подгрупповой занятия в старшей группе.
Программное содержание. Учить украшать бочонок Опошнянского росписью, располагая полоски, веточки с листиками, волнистые линии, точки по форме бочонка; закреплять технические приемы: рисовать концом кисти волнистые ломаные линии, точки; учить подбирать цвета, характерные для опишнянской керамики, и сочетать их, развивать композиционные умения, глазомер, текущие процессы - мышление, внимание, память, чувство ритма; воспитывать опрятность, внимательность, дисциплинированность, интерес к опишнянской керамики и народных мастеров Опишни.
Материал и оборудование: бочонки коричневого цвета размером в пол альбомный лист, кисти № 10 и 6, зеленая и желтая краски, охра, стаканы с водой, салфетки, подставки для кистей
совместная деятельность
Дети, посмотрите, пожалуйста, на мой стол и на доску, какие красивые изделия я вам принесла (натуру). Как называется этот предмет? (Указывает на бочонок). - Да, верно, это бочонок и украшено оно узором в стиле опишнянских мастеров. На какой форме изображен узор?
- Да, на форме прямоугольника, похожего немного и на овал. Скажите мне, а что нарисовано в узоре?
- Правильно, листья, веточки, ягодки, веточки с лепестками, точки. А где расположены волнистые линии? А широкие полосы? Веточки с листиками? Точки? Сколько широких полосок с каждой стороны бочонки? А сколько веточек с листиками? Сколько волнистых линий? Как вы считаете, полоски на боках бочонки одинаковые по размеру? А отличаются по размеру листочки на веточках? Извилистая веточка чередуется с равным с листочками. А извилистые веточки и веточки с листиками одинаковые по толщине? Что нарисовано на ножках и крышке бочонка? Какого цвета все листочки на узоре? А полоски все одинакового цвета? По цвету точки, расположенные у волнистых линий?
Итак, правильно, цвета зеленый, желтый и светло-коричневый наиболее характерные, присущие этому узору, так как он нарисован по мотивам украинской керамики.
А теперь посмотрите, как я буду рисовать узор, в какой последовательности буду выполнять рисунок.
Как вы думаете, с чего мы начнем рисовать узор, чтобы украсить бочонок?
- Да, сначала мы рисуем широкие полоски по бокам бочонки, немного отступив от края. Я ровно веду кистью, чтобы подчеркнуть, что в бочонки стороны немного скруглены, Сначала я нарисую две зеленые полоски, а потом уже четыре светло-коричневого цвета.
НЕ промывая кисти от краски, провожу тоненькие волнистые линии. Кисть держу прямо, а волны рисую не большие, а маленькие. Одну извилистую линию я рисую посередине, в две другие - снизу и сверху.
Теперь промываю кисти, просушиваю о салфетку и макаю в зеленую краску, чтобы нарисовать веточки, а на них листочки. Веточки я буду рисовать между извилистыми веточками. А как надо их рисовать, чтобы они вышли тоненькие?
- Верно, концом кисти. И еще одну тоненькую полосу мы нарисуем на крышечке бочонки, чтобы выделить ее, тогда она не будет сливаться со всей посудой. А сейчас я буду рисовать листочки. Как они расположены на форуме?
- Да, друг против друга. А где еще у нас на бочонке листочки?
- Верно, на ножках, на крышечке. На ножках - меньше по размеру листочки, а на крышечке - больше, вокруг желтой серединки.
Теперь мне осталось украсить мелкими элементами. Чего не хватает на узоре в бочонки?
- Правильно, желтых серединок, точек и тоненьких полосок между толстыми по бокам. Вы возьмете палочки, лежащие у вас на столе и ими поставите точки на волнам. Вот наше бочонок и украшенное. А сейчас кто-то один быстренько повторить, что за чем надо рисовать (вызываю одного ребенка, другие помогают и дополняют]. Теперь приступайте к работе. Представьте, что вы сегодня опошнянские мастера и украшаете бочонка, которые потом люди будут покупать, чтобы украсить свой дом, свой дом
Во время работы делаю указания, объяснения детям, подсказываю, что нужно вспомнить. После окончания рисования дети ставят свои работы на выставку. Я вызываю нескольких, чтобы они выбрали ту игрушку, которая им больше всего понравилась и объяснили, почему. После этого дети идут мыть руки, а очередные убирают столы.