Надежда Афошина
Тематическая прогулка в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Сентябрь
Наблюдение за ветром
Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер».
1 сентября - Андрей Стратилат-тепляк. Фекла-свекольница
Задачи
расширить знания детей причинах возникновения ветра, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы). Расширить знания детей о календарях. Начать знакомство с русским народным земледельческим календарем;
Прививать любовь к устному народному творчеству;
Познакомить детей с русскими народными календарными
праздниками, которые отмечают в разные времена года.
Публикация «Тематическая прогулка в подготовительной группе» размещена в разделах
Знакомство с обычаями и традициями проведении календарнообрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками
наблюдения предков за характерными особенностями времён
года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре,
обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
Разучить новые игры;
Укреплять изическое здоровье детей Загадка: Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
И в реке и в море волны поднимает.
Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер.)
Обратить внимание на ветер. Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, умеренный, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер).
- Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется?
- Определить, по каким еще признакам можно узнать, есть ли ветер? (качаются ветви деревьев, бегут облака).
Подвести к выводу о том, что ветер может дуть с разных сторон.
Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.
Исследовательская деятельность. Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует. Вывод: против ветра бегать тяжелее.
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
Приметы: В сентябре гром – быть зиме бесснежной; много желудей в сентябре на дубу – к теплой зиме.
Вспомнить с детьми какой сейчас месяц и день.
А где мы можем это посмотреть? (В календаре)
В течение долгого времени на Руси одновременно существовали три календаря: гражданский, церковный и земледельческий (народный).Земледельческий календарь отражал цикл и ритм работы людей в поле и дома. В календаре устанавливалось чередование праздников и будней, постов и дней обильной, сытной еды. При этом отдых от физического труда не означал веселья, как безделья. Каждый праздник свое особое значение, был связан с определенными формами поведения и культурными традициями. По народному календарю 1 сентября - Андреей-тепляк. Фекла-свекольница.
В это время природа радует теплом и солнцем. В этот день подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. Такой ветер называли «тепляк» Говорят: «Тепляк держится – ушедшему лету вослед кланяется». А ещё этот день называли Фекла-свекольница. С 1 сентября в старину начинали уборку свеклы. «На Феклу копай свеклу».В день Феклы дергай свеклу и примечай, откуда ветер дует. Уборкой занимались как правило, женщины и молодые девушки, отсюда и поговорка: "Свекольница - девицам невольница".Ничего трудного тут нет – дёргать свеколку, но работать приходилось, наклонившись целыми днями, пока не выдернешь со всех грядок на огороде. На Руси свеклу употребляли с древних времен — как белую, так и красную. Из свеклы готовили разнообразные блюда, в первую очередь, супы. Названия как минимум двух из них известны всем — это горячий наваристый борщ и холодная витаминная ботвинья.
1 сентября: приметы
Южный ветер – к хорошему урожаю овса.
К Стратилатову дню овес поспевает.
Если на Фёклу дует полуденный ветер, то пошли овсы наспех, подул ветер с теплых морей – на овес-долгорост.
Если месяц рогами вверх, то в ближайшие дни будет хорошая погода. Если рогами вниз, жди ненастья.
Какая погода 1 сентября, такая и осень будет.
Туман с утра – зима снежной будет.
Если с орешника листья начали опадать, то самое время свёклу выкапывать.
Если 1 сентября зуб разболелся, то к десне нужно приложить небольшой кусочек свежей свёклы и тогда все пройдет.
Двигательная активность
Русская народная игра Огородник и воробей.
Выбираются Огородник и Воробей с помощью считалочки:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон! Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:
Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.
Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его, берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют
Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!
В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем
Козленок. Старинная немецкая игра. В ней участвуют дошкольники и младшие школьники, 3 - 10 человек. Для игры нужна шапка. Ход игры. Один играющий - козленок. У него на голове шапка. Он становится на четвереньки, не касаясь коленками земли или пола, а остальные окружают его. Игроки стараются снять с «козленка» шапку. Но это не всегда просто: козленок брыкается. И если он дотронется рукой или ногой до игрока. Последний становится козленком, а бывший козленок присоединяется к другим игрокам. Если с козленка сняли шапку, то в наказание ему дают задание: прокричать по-козлиному, спеть, сплясать и т. п. Роль козленка трудная, особенно если играющих больше трех: надо заметить подходящих с разных сторон игроков и вовремя «брыкнуть» ногой. Да и передвигаться на четвереньках нелегко. Лишь некоторым играющим удается, находясь в роли козленка, сохранить шапку.
Правила игры:
Козленок не должен сильно ударять игрока ногой, главное - коснуться его.
2. Кто снял шапку с козленка, тот становится козленком.
Индивидуальная работа по развитию речи. Разучивание скороговорок.
Цель: закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков; совершенствовать интонационную выразительность. Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла.
Бросание мяча вверх, ловя с хлопками, с поворотом кругом.
Цель: учить ловить мяч двумя руками; развивать координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность – с выносным оборудованием
Цель: развивать творческие способности.
Трудовая деятельность
Организовать труд детей на клумбе. Полив цветов. Учить самостоятельно производить ежедневный уход за растениями на участке.