Нина Самсонова
Тематическая папка — лэпбук «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения. Объектом исследования моей методической разработки являются насекомые.
Публикация «Тематическая папка — лэпбук „Насекомые“» размещена в разделах
- Лэпбук на тему «Насекомые»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Я считаю, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Методическая рекомендация поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Насекомые» представляет собой папку формата А3, состоящую из 3-х частей. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие лэпбук «Насекомые» предназначено для детей младшего возраста, пособие можно пополнять и усложнять. Дети работают совместно с воспитателем. Данное пособие является средством
развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
• Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
• Воспитание бережного отношения к природе;
• Развивать эмоциональную отзывчивость;
• Развивать коммуникативные навыки.
В лэпбуке собраны материалы о насекомых для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 15развивающих заданий:
1. Кармашек «Подвижные игры»
2. Кармашек «Дидактические игры»
3. Кармашек «Потешки о насекомых»
4. Кармашек «Стихи о насекомых»
5. Кармашек «Игры с пальчиками»
6. Кармашек «Загадки»
7. Кармашек «Шнуровка жучка»
8. Кармашек «Лото»
9. Кармашек «Найди одинаковых бабочек»
10. Кармашек «Сложи насекомое»
11. Кармашек «Строение божьей коровки»
12. Кармашек «Чтение книг о насекомых»
13. Кармашек «Назови насекомое»
14. Кармашек “Дидактическая игра «Где чей дом?»”
15. Кармашек «Раскраски»
1. Подвижные игры
Цель:развивать координацию движений, речь, учить ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.
Игра «Мотылёк»
Мотылёк-витилёк, (Дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями)
Принеси нам ветерок:
От ворот - поворот, (Останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону)
Гнать кораблик в ручеёк.
- Вей, вей, ветерок, (Останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой)
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток. (Не торопясь, бегут по кругу приставным шагом)
Игра «Божья коровка и ветерок»
А сейчас я предлагаю вам улыбаться друг другу, дружно поиграть вместе, стать смелыми и ловкими божьими коровками. Поиграем в игру «Божьи коровки и ветер».
Светит солнышко, божьи коровки ползают по полянке. (Дети встают на четвереньки и ползают по полу)
Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками, если у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то можно поглаживанием помочь ребенку снять излишнее напряжение)
Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. (Дети снова встают на четвереньки и ползают)
Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. (Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками)
Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! (Дети бегут в объятия к воспитателю и родителям).
Игра «Муравьи и дождик»
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
Игра-хоровод «Паучок»
С помощью считалочки выбирают одного ребенка - он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
— Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (Игрокиподходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (Паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)
После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».
2. Дидактические игры
Игра «Кто что умеет делать»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь.
Материал: Картинки с изображением насекомых.
Ход игры:
На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
Например:
Бабочка, что делает?. (Летает, порхает)
Гусеница, что делает?. (Ползает, ест, прячется)
Игра «На полянке»
Цель:Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Материал:Картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.
Ход игры:
На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Логопед просит разместить насекомых на доске : посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д.
Затем дети составляют предложения.
Игра «Найди пару»
Цель: учить детей находить похожих друг на друга насекомых, называть их.
3. Потешки
Цель: способствовать развитию речи при заучивании потешки, расширять словарный запас, уточнить название насекомого.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
Пчёлы гудят –
В поле летят.
С поля идут –
Медок несут.
Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
4. Стихи
Цель: учить детей внимательно слушать стихи, запоминать, отвечать на вопросы воспитателя, повторять текст по мере запоминания.
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем.
А кузнечик, а кузнечик.
Ты совсем, как человечек –
Только маленького роста
И найти тебя не просто:
Можешь прыгнуть далеко,
Не найдёт тебя никто.
Если, вдруг застрекотал –
Знать меня к себе позвал.
Я тебя в траве найду,
Но поймать так не смогу:
Ты уйдешь от меня –
Прыг да скок и нет тебя.
5. Пальчиковые игры
Цель:учить играть с пальчиками, стимулировать процесс речевогои умственного развития детей, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений.
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
Божья коровушка,
(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облышко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы,
(раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу.
(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь!
(Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся,
(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
У тропинки под рябиной
(сжимают и разжимают пальцы)
Сеть раскинул паучок,
(стучат пальцами по столу)
Нить прозрачной паутины
(держат в пальцах воображаемую нить)
Намотал на кулачок.
(наматывают воображаемую нить на кулак)
6. Загадки
Цель: развивать умение отгадывать загадки; активизировать словарь детей, развивать логическое мышление.
Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)
Зелёная пружинка
Живёт в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день-деньской. (кузнечик)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь. (гусеница)
Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С чёрными горошками. (божья коровка)
Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)
Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - (стрекоза)
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок. (бабочка)
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).
Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)
Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)
Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда (муравей)
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)
7. Шнуровка жучка
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, память, воображение.
Ход игры: дети с помощью шнурка к основанию жучка прикрепляют детали.
8. Лото
Цель: учить детей правильно заполнять карточку с насекомыми, запоминать их названия.
Задание: дети заполняют большую карточку с изображением насекомых разрезными маленькими карточками.
9. Найди одинаковых бабочек
Цель:развивать внимание, память, сообразительность.
Задание:нужно разложить бабочек на столе и найти одинаковых.
10. Составь из частей жучка
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, глазомера.
Задание: правильно собрать разрезную картинку из четырёх частей.
11. Строение божьей коровки
Цель: познакомить детей с божьей коровкой, рассмотреть её строение и назвать части тела насекомого.
Задание: назвать части тела божьей коровки.
12. Чтение книг о насекомых
Цель: учить внимательно слушать произведение о насекомых, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей.
Задание: чтение воспитателем книги, называние картинок детьми.
13. Назови насекомое
Цель: развивать речь детей, мышление, память.
Задание: дети рассматривают насекомое на большой карточке, называют его и находят на маленькой карточке точно такое же насекомое.
14. Дидактическая игра «Где, чей дом?»
Цель: расширять знания детей о жилищах некоторых насекомых, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, внимание, память.
Задание: найти каждому насекомому свой домик.
15. Раскраски
Цель: учить детей по образцу раскрашивать насекомое, развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, речь.
Задание: дети берут цветное изображение цветка и по этому образцу закрашивают чёрно-белое изображение.
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Насекомые» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в совместной- коррекционной работе воспитателя с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о насекомых, с удовольствием слушают стихи, повторяют за воспитателем, различают насекомых, называют их, составляют насекомое по образцу, стараются закрашивать насекомых по образцу, играют в лото, дидактические, подвижные игры.
Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей