Людмила Мансурова
Тематическая образовательная деятельность в средней группе «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая образовательная деятельность в средней группе
Государственное казенное учреждение
здравоохранения города Москвы
«Детский бронхолегочный санаторий №8
Департамента Здравоохранения города Москвы»
Московской области, г. Бронницы, д. Марьинка
Тематическая образовательная деятельность
в средней группе на тему
"Путешествие по зимнему лесу"
Сценарий подготовила
Воспитатель Мансурова Л. Н.
Москва, 2014 год
Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Публикация «Тематическая образовательная деятельность в средней группе „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесом, формировать представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет, развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).
Организация занятия и материал. Занятие проводится в виде игры-путешествия по зимнему лесу, поэтому в специальном помещении (спальня, зал, холл или др.) создается декорация зимнего леса : по краям ставят елки, деревья, пеньки – все в снегу. Между ними в разных углах и с разных сторон стоят картины, на которых реалистично изображены лес и его обитатели (лиса, заяц-беляк, белка, берлога медведя, волк). Картину с белками надо поставить высоко. На пол следует постелить какое-нибудь белое покрытие, изображающее снежный покров леса. На занятии используется кукла Красная Шапочка в зимней одежде с корзиной в руках.
Ход занятия.
В группу приходит Красная Шапочка. Воспитатель удивлен и обрадован, обращает внимание детей на то, как тепло (по-зимнему) одета кукла. На ней теплое пальто, рейтузы, поверх тонкой красной шапочки – теплая, шерстяная. Кукла сообщает, что она никогда не ходила через лес к бабушке зимой, но слышала, что в это время в лесу очень холодно и пустынно, звери спят. "Красная Шапочка", - говорит воспитатель, - как хорошо, что ты пришла! У нас сегодня как раз путешествие по сказочному зимнему лесу. Пойдем с нами, я буду рассказывать, что происходит в лесу зимой. Ты молодец, что оделась тепло".
Воспитатель обращается к детям с просьбой скорее убрать игрушки и одеться для прогулки. Изображает, что надевает пальто, шапку, сапоги. Следит за ребятами, чтобы они тоже все одевались – это важно для создания игровой ситуации. Затем взрослый с куклой в руках ведет детей в лес. На опушке просит остановиться и осмотреть поляну. Рассказывает: "Сейчас зима. И в настоящем лесу, и в твоем сказочном лесу, Красная Шапочка, очень холодно. Все (и деревья, и кусты, и земля) покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку. И ты, Красная Шапочка, отгадывай.
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель)
Затем воспитатель идет с детьми по краю поляны, осматривая лес и животных, которые встречаются среди деревьев. Первым попадается заяц. Воспитатель говорит: "Красная Шапочка, ты говорила, что все спят в берлогах. Вовсе нет. Вот и заяц-беляк, он не спит зимой, а бегает по лесу. Голодно ему – нет зеленой травки. Приходится ветки с кустов да кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь – зима! И норы у него никакой нет, спит прямо в снегу под кустом или под елкой. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает – слушает разные шорохи. Ведь охотников поймать зайца зимой много – это и волки, и лисы. Но его хорошо спасает шерсть: она густая, ворс длинный – зайцу тепло. А еще она белая, как снег. Прыгнет заяц под елку в снег – его и незаметно! Так и живет всю зиму".
Далее все подходят к картине, на которой изображены волки. Воспитатель аналогичным образом рассказывает про волков. Потом детям встречается белка. Последней рассматривается картина "Медвежья берлога". Воспитатель обращает внимание детей на лису (она, как и заяц, не спит зимой, на следы зайца, по которым она хочет его найти. Называет сороку – лесную птицу. В заключение обращает внимание ребят на большой бугор, из которого идет пар. Это и есть берлога, в которой спит бурый медведь. Воспитатель, обращаясь к детям и кукле, рассказывает, как медведь устраивает берлогу: где-нибудь в чаще, в густом лесу, под вывороченным пнем или под упавшим деревом. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, как другие звери.
Во время прогулки по лесу воспитатель не забывает поддерживать воображаемую ситуацию : совершает сам игровые действия (поднимает высоко ноги, нахлобучивает шапку, трет руки от холода, поднимает воротник пальто, отодвигает ветки) и предлагает их выполнять детям. Время от времени просит идти тихо, чтобы не спугнуть зайца, белку, держаться подальше от стаи волков, потому что они очень голодные. Не забывает обращаться к Красной Шапочке, например: "Красная Шапочка, ты говорила, что все спят в берлогах. Совсем нет. Только медведь спит в берлоге. Да еще еж спит где-нибудь под кустом. Его тоже не встретишь зимой". Или: "Красная Шапочка, ты правильно делаешь, что зимой не ходишь к бабушке. Летом волк может встретиться один, да к тому же и не такой голодный. А вот зимой волки живут стаей. Еды нет, они нападают на всех, кто бродит по лесу. Уже темнеет, нам надо скорей уходить".
В заключение воспитатель спрашивает у Красной Шапочки, зачем она взяла с собой корзинку. Оказывается, что она хотела собирать ягоды и грибы. Дети и воспитатель объясняют ей, что зимой в лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу, нет никаких грибов и ягод.
Уже придя в группу, воспитатель спрашивает у детей, в каком лесу они побывали. Уточняет, что это был сказочный лес, через какой Красная Шапочка летом ходит к бабушке. А настоящий лес за городом (деревней, до него надо ехать (идти). И там сейчас действительно холодно, все покрыто снегом, там живут лисы, а может быть. И волки. Детям одним в лес ходить нельзя.
После занятия Красная Шапочка может уйти или ребята могут взять ее с собой на прогулку – ведь она тепло одета.
В конце недели. Отпуская детей на выходные дни, воспитатель предлагает им вместе с родителями погулять в зимнем лесу, полюбоваться его красотой, выяснить глубокий ли снег, кто и какие следы оставил на нем, не бродят ли там лисы, волки и зайцы, нет ли медвежьей берлоги.