Ольга Трепачук
Тематическая неделя, посвященная правилам дорожного движения в старшей группе «Азбука безопосности»
Пояснительная записка.
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Публикация «Тематическая неделя, посвященная правилам дорожного движения в старшей группе „Азбука безопосности“» размещена в разделах
- ПДД. Недели безопасности
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Цель: Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
• обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по ПДД;
• продолжать знакомить с основным правилам дорожного движения;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте
Развивающие:
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации
Воспитательные:
• воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
• воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Понедельник.
Тема: Транспорт.
1. Беседа о транспорте, о труде водителя.
Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя дорожного движения.
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.
Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.
Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.
3. Подвижная игра: «Цветные автомобили».
4. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон».
Цель: учить детей оставлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь.
5. Рассматривание и раскрашивание изображений различных транспортных средств.
Цель: расширять представление детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающее понятие «транспорт».
6. Игра «Нельзя - можно»
7. Чтение: Рыжова Е. «Транспорт большого города».
Вторник.
Тема: «Светофор».
1. Беседа: о светофоре, его назначении, значении сигналов. Дидактическая игра «Светофор» (внимание)
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах (красный, желтый, зеленый).
2. «Заучивание стихотворения Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор». Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».
Цель: воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, развивать память; развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные.
3. игровая Самостоятельная деятельность: игра «Построим улицу».
Цель: закрепить знания детей о проезжей части, светофоре. Учить «водить» машины, не сталкиваясь друг другом.
4. Подвижная игра: «Стоп, машина!»
Цель: упражнять в быстроте реакции, закреплять название транспортных средств.
5. Сюжетно - ролевая игра «На дорогах города» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью - регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
6. Оформление уголка по ПДД.
Цель: обучать умению отбирать книги, игры по соответствующей тематике, развивать мышление, эстетическое чувство при оформлении выставки.
7. Чтение: А. Северный «Светофор», Б. Житков «Светофор»
Среда.
Тема: «Пешеходы- пассажиры, (перекресток, подземный переход, пешеходный переход, тротуар и проезжая часть)»
1. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: учить детей соблюдать элементарные правила поведения в общественном транспорте, дать представление, для чего это необходимо.
2. Игра «Обходи транспорт правильно»
Рассмотри внимательно картинку. Как ты думаешь, почему, переходя дорогу, автобус и троллейбус обходят сзади, а трамвай - спереди? Следуя подсказкам, найди правильные карточки. (Веселые картинки и занимательные карточки помогут в игровой форме познакомиться с правилами дорожного движения).
3. Игра в слова.
Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.
Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
4. Самостоятельная художественная деятельность: создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Незнайке.
Цель: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа.
5. Подвижная игра: «Пешеходы и автомобили» (ходьба в заданном направлении)
Цель: продолжать учить детей действовать в соответствии с сигналом, развивать внимание.
6. Сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Шоферы»
7. Чтение: В. Тимофеев «Для пешеходов».
8. Отгадывание загадок.
Четверг.
Тема: «Дорожные знаки».
1. Беседа «Твои помощники на дороге»
Цель: дать детям представление о том, что знаки бывают запрещающие и разрешающие, познакомить с познакомить с доступными пониманию детей знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» и др.
2. Лото «Дорожные знаки»
Цель: закрепить знания о дорожных знаках, их названии; развивать внимание и память.
3. Игра «Узнай дорожный знак»
На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков.
На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.
4. Художественное творчество: рисование.
Тема: «Придумай дорожный знак».
Цель: донести до сознания детей, что каждый знак о чем-то предупреждает участников дорожного движения, развивать фантазию детей.
5. Подвижная игра: «Автобус»
Цель: закреплять умение двигаться попарно, согласовано, по сигналу
6. Подвижная игра «Найди свое место» (со знаками, с сигналами светофора)
7. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города» и «За городом»
Цель: закреплять у детей навыки безопасного поведения на улице, развивать умение использовать в игре постройки из строительного материала. Закрепить дорожные знаки - железнодорожный переезд со шлагбаумом, и без шлагбаума.
8. Отгадывание загадок по ПДД.
Пятница.
Итоговое занятие. «НЕЗНАЙКА В ГОРОДЕ»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено); информационно- указательных (место остановки автобуса, место остановки трамвая).
2. Развивать монологическую (рассказ по картине) и диалогическую (ответы детей распространенными предложениями) речь детей, выразительность речи.
3. Воспитывать стремление соблюдения правил дорожного движения.
Активизация словаря: Проезжая часть, разделительная полоса, тротуар, пассажиры, пешеходы, подземный переход, зебра, общественный транспорт, специальный транспорт.
Предварительная работа: Беседа о городе, наблюдения за транспортом. Рассматривание картины, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры (водитель и пешеходы) по ПДД. Разучивание стихов. Чтение произведений по теме ПДД.
Оборудование занятия: Картина «Улица нашего города», картинки с изображением транспортных средств. Дидактическая игра «Собери светофор», дорожные знаки, аудио запись.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами вспомним правила дорожного движения.
- Скажите, как называется наш город? - Скажите, что есть в нашем городе? (Улицы, площади, парки, школы, детские сады, магазины).
- Ребята, город наш большой и в нём есть много улиц, проспектов. Какие из них вы знаете? (Стук в дверь, появляется Незнайка).
Воспитатель: Ребята, к нам прибыл гость из сказочного цветочного города. Вы узнаёте нашего гостя? Кто это?. Незнайка чем-то смущён, огорчён.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Воспитатель: Наши ребята уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как вести себя на улицах большого города. Поможем Незнайке?. Присядь и послушай.
- Давайте рассмотрим эту картину.
1. ребенок: (показывает на картине) На картине изображена улица нашего города. Проезжая часть улицы разделена разделительной полосой. Сплошную разделительную полосу машины не пересекают, можно пересекать только прерывистую линию. В этих местах машины перестраиваются из одной части дороги в другую.
2. ребенок: (показывает на картине) По тротуарам ходят люди-пешеходы. Переходить улицу можно по зебре или по подземному переходу. Перед подземным переходом висит знак, обозначающий подземный переход.
«Зебра» С. Михалков
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем, кто в городе живёт:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Зебры белые полоски.
И на стрелке «Переход»
3. ребенок: (показывает на картине) На картине изображён светофор. Горит красный свет – проезда нет. После красного света загорается жёлтый свет, и все водители приготовятся продолжить путь. Транспортные средства тронутся с места на зелёный свет.
«Светофор»
На перекрёстке двух дорог
Стоит и в зной, и в град, и в лёд
Необычный постовой,
Охраняет здесь покой.
У него три глаза есть
Каждый подаёт нам весть.
Если красный свет горит,
Путь для транспорта закрыт.
Не давай водитель ходу
Уступите пешеходу.
Жёлтый свет вторым горит,
Нам готовиться велит.
А горит зелёный свет –
Пешеходу ходу нет.
Этот свет призыв даёт:
Все водители – вперёд!
Вот такой он наш герой,
Добрый, честный постовой!
Подвижная игра «Собери светофор»
Воспитатель предлагает разделиться на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. Чья команда быстрее соберёт из частей светофор.
4. ребенок (показывает на картине) На картине изображены: легковой, грузовой, общественный и специальный (пожарная машина, скорая помощь, машина милиции) транспорт. Этот знак обозначает, что проезд разрешён прямо и направо.
Воспитатель: Как вы считаете, жители нашего города везде ходят пешком или у нас есть общественный транспорт?. Какой общественный транспорт ходит у нас в городе?. (трамвай, автобус, газель) Послушайте загадку:
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках (Автобус)
Кого перевозит автобус?. Где люди ожидают его прибытия?. Как называются те, кто едет в автобусе?. А когда люди идут пешком, как их называют?.
Дидактическая игра «Виды транспорта»
Воспитатель: У вас у каждого лежит под стульчиком картинка с изображением транспортного средства. Возьмите и внимательно рассмотрите свои картинки и подумайте, к какому виду транспорта относится то, что там изображено.
Подойдите ко мне те, у кого картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Назовите их.
Теперь у кого грузовой вид транспорта. Назовите их.
У кого специальный вид транспорта. Назовите их.
Подвижная игра «Автомобили на улицах города»
Дети (автомобили) ходят по группе (по кругу) на знаки сигнала светофора. Красный свет - стоят на месте, жёлтый – на месте шагают, зелёный – ходят по группе.
Воспитатель: (По краям группы стоят дорожные знаки.) А сейчас каждый из вас по очереди подойдет к любому знаку, назови и объясни, что это за дорожный знак. Ну, что Незнайка ты запомнил, что тебе детки рассказали. Ты сейчас уже знаешь, как правильно вести себя на улице? Незнайка: Да я запомнил, что вы рассказали мне сегодня на занятии. Я даже вспомнил загадки по правилам дорожного движения. Отгадайте.
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравиться детям.
Так в чём же мы с вами по городу ездим?
(Трамвай)
Сверху-жёлтый,
Снизу-синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода. (Троллейбус)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)
Этот знак такого рода-
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе.
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход)
Вы так много знаете и умеете применять свои знания, я хочу подарить вам раскраски «Виды транспорта» (дарит). До свидания! (уходит)
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей с анализом действий на занятии)
Работа с родителями.
Оформление в раздевалке уголка по ПДД.
Консультация на тему : «Детское автомобильное кресло».
Трудно поспорить с тем, что для родителей нет ничего важнее безопасности их ребенка. А соблюдать безопасность на дороге важно вдвойне. Поэтому наличие автомобильного удерживающего устройства (а другими словами, автокресла) в вашем автомобиле крайне важно и экономия в этом случае просто недопустима и порой даже смертельна.
Выбрать правильное и качественное детское автомобильное кресло не очень-то и просто, но если знать несколько нехитрых правил, то определиться станет гораздо легче.
Во-первых, естественно, при выборе кресла учитывается возраст вашего малыша. Существует несколько категорий данных удерживающих устройств, предназначенные для детей разного возраста: от 0 до 12 лет (по действующему закону именно до этого возраста водители обязаны перевозить детей в специальных удерживающих устройствах)
Группа автокресел, предназначенных для самых маленьких пассажиров в возрасте от 0 до 1 года, рассчитаны на вес не более 12-13 кг. Подобные модели могут принимать положение не только полусидя, но и лежа. В целях безопасности они устанавливаются против движения автомобиля. Можно, как вариант, рассмотреть такие удерживающие устройства, как автолюлька. Они устанавливаются вдоль заднего сиденья автомобиля и предназначены для малышей до полугода. Но, выбирая данное удерживающее устройство, следует помнить, что безопасность его относительна. Большинство предприятий, выпускающих автолюльки отказались от их производства, так как возможность получения травмы ребенком, находящимся в кресле, очень велика, что доказано многочисленными испытаниями.
Устройства следующей группы предназначены для детей в возрасте от 1 года до 4 лет. В данном случае минимальный вес ребенка составляет 9 кг, а максимальный не должен превышать 18 кг.
Третья группа кресел удобна тем, что в нем можно перевозить ребенка, как новорожденного, так и достаточно взрослого (до 4-х лет, то есть вам не придется лишний раз задумываться о замене детского удерживающего устройства, а также позволить сэкономить определенную сумму денег. Устанавливается оно как против движения автомобиля, так и по ходу движения автомобиля, что зависит от того, в каком возрасте находится ваш ребенок.
Две оставшиеся группы кресел предназначены для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет (это около15-25 кг) и от 6-ти до 12-ти лет (22-36 кг). Установка их производится по ходу движения автомобиля.
Существуют также автокресла, которые совмещают в себе качества, позволяющие использовать их как для годовалого малыша, так и для двенадцатилетнего ребенка. Дело в том, что они снабжены регулирующими ремнями, высокой спинкой и боковыми креплениями, поэтому они легко регулируются под возраст вашего чада. Кстати, обратите внимание на то, чтобы ваше автомобильное удерживающее устройство было сертифицировано.
Подобные устройства помогут вам и вашему ребенку не только в случае аварии. Будьте внимательны и не забывайте о безопасности своих детей.