татьяна антонова
Конспект занятия «Золотое правило нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Тема: Золотое правило нравственности
Цель:Создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.
Задачи:
Личностные:
• развивать этические чувства как результата морального поведения;
• познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
Публикация «Конспект занятия „Золотое правило нравственности“» размещена в разделах
• способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• учить оценивать собственные поступки и поступки других людей в соответствии с нравственно-этическими нормами.
Метапредметные:
• формировать умение высказывать суждения;
• учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
• познакомить с «золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• формирование ценностного отношения к своим поступкам;
• учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
Ожидаемые результаты:
• учащиеся узнают историю появления золотого правила нравственности, его формулировки;
• познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
• научатся применять золотое правило нравственности в межличностных отношениях.
Задачи:
развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что они говорят;
учить прогнозированию последствий своих поступков;
развивать готовность к социальному взаимодействию.
Ход занятия
I. Подготовка к основному этапу занятия
Задачи:
развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что они говорят;
учить прогнозированию последствий своих поступков;
развивать готовность к социальному взаимодействию.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слё зы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
Вопрос: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
(Ответы детей)
Оборудование урока:
учебное пособие
мультимедиа
раздаточный материал
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло,
справедливость, совесть, дружба.
Вопрос: А почему люди ценят добро?
(Ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с "золотым правилом нравственности",
- Кто из вас знает почему его так называют?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много
разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
- А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотая мысль»?
слова», «золотая мысль»?
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило
нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
(Ответы детей)
Разделить класс на 3 группы
Предварительная подготовка:
• подбор текстового материала, видеофрагментов
• театрализация сказки
• изготовление костюмов
• создание презентации
Группам раздаются тексты для самостоятельной работы.
зачитываем их вслух:
1 текст
" К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: "есть ли правило, которым можно было руководствоваться всю жизнь?" Мудрец ответил: "Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим".
2 текст
"Молодой еврейский юноша попросил мудрых людей изложить ему содержание священных книг так кратко,чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: "Не делай никому того, чего не хочешь чтобы было сделано тебе"
3 текст
" В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
5
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет.
И сегодня остается главным правилом доброго человека.
Я. : Подготовьте в своей группе развернутый ответ на вопрос "Чему учит нас эта мудрость?"
(Ответы детей)
А как применять это правило в жизни?
Давайте составим алгоритм и повесим его в вашем классе, чтобы каждый из вас помнил и применял "золотое правило нравственности" в своей жизни.
Групповая работа.
1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
Я. Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.
Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел
ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы
руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность.
Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Рефлексия.
Тест «Какой Я?». Приложение 1
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Вывод:
• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
• Посеешь привычку – пожнёшь характер.
• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Цель:Создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.
Задачи:
Личностные:
• развивать этические чувства как результата морального поведения;
• познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
• способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• учить оценивать собственные поступки и поступки других людей в соответствии с нравственно-этическими нормами.
Метапредметные:
• формировать умение высказывать суждения;
• учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
• познакомить с «золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• формирование ценностного отношения к своим поступкам;
• учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
Ожидаемые результаты:
• учащиеся узнают историю появления золотого правила нравственности, его формулировки;
• познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
• научатся применять золотое правило нравственности в межличностных отношениях.
Задачи:
развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что они говорят;
учить прогнозированию последствий своих поступков;
развивать готовность к социальному взаимодействию.
Ход занятия
I. Подготовка к основному этапу занятия
Задачи:
развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что они говорят;
учить прогнозированию последствий своих поступков;
развивать готовность к социальному взаимодействию.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слё зы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
Вопрос: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
(Ответы детей)
Оборудование урока:
учебное пособие
мультимедиа
раздаточный материал
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло,
справедливость, совесть, дружба.
Вопрос: А почему люди ценят добро?
(Ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с "золотым правилом нравственности",
- Кто из вас знает почему его так называют?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много
разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
- А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотая мысль»?
слова», «золотая мысль»?
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило
нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
(Ответы детей)
Разделить класс на 3 группы
Предварительная подготовка:
• подбор текстового материала, видеофрагментов
• театрализация сказки
• изготовление костюмов
• создание презентации
Группам раздаются тексты для самостоятельной работы.
зачитываем их вслух:
1 текст
" К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: "есть ли правило, которым можно было руководствоваться всю жизнь?" Мудрец ответил: "Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим".
2 текст
"Молодой еврейский юноша попросил мудрых людей изложить ему содержание священных книг так кратко,чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: "Не делай никому того, чего не хочешь чтобы было сделано тебе"
3 текст
" В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
5
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет.
И сегодня остается главным правилом доброго человека.
Я. : Подготовьте в своей группе развернутый ответ на вопрос "Чему учит нас эта мудрость?"
(Ответы детей)
А как применять это правило в жизни?
Давайте составим алгоритм и повесим его в вашем классе, чтобы каждый из вас помнил и применял "золотое правило нравственности" в своей жизни.
Групповая работа.
1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
Я. Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.
Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел
ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы
руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность.
Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Рефлексия.
Тест «Какой Я?». Приложение 1
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Вывод:
• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
• Посеешь привычку – пожнёшь характер.
• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.