Овчарова Лариса
Воспитание дошкольников на традициях донских казаков
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием является проявление у современной молодежи бездуховности, безнравственности, потери интереса к культуре.
Это в большой мере связано с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. Именно поэтому в настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие. В погоне за западной модой, забывается культура своего народа, мы становимся безликой массой, перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести-триста лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры (материальная сторона культуры детерминирована духовной первоосновой, то разрушению подвергаются глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
Публикация «Воспитание дошкольников на традициях донских казаков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем наследии, так как это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.
Дошкольное детство – важный этап в становлении самосознания и морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Волгоградская область традиционно является землёй донского казачества. Воспитание подрастающего поколения без познания истории и культурных традиций родной земли не возможно. Оторванность от исторических корней ведёт к кризисным явлениям в социуме.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Сегодня, когда с уверенностью можно сказать, что казачество сберегло, несмотря на всё лихолетье XX века, основные постулаты своей духовной культуры, актуальными становятся вопросы использования мощного потенциала культуры казачества в разрешении кризисных процессов, четко обозначившихся во многих сторонах жизни современной России.
Казачество, как отмечалось ранее, может не только осуществлять свою исконную суть физического защитника Отечества. Богатый духовный потенциал, традиции, духовная культура на фоне разрушения этнокультуры русского народа, гипервоздействия средств массовой информации на сознание россиян делает культуру казачества неким разумным консервативным противовесом процессам глобализации и маргинализации нашего общества.
Принципиально важно объединять усилия церкви и образовательных учреждений в становлении у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей служения Отечеству.
Практика показывает, что приобщение ребёнка к культуре и ценностям казачества будет тем эффективней, чем раньше начнётся такой процесс. Начальным рубежом может стать дошкольный возраст. В содержании отдельных разделов дошкольного образования, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения – органично включение южнорусской, казачьей культуры.
В традиционной казачьей педагогике воспитанию детей дошкольного возраста уделялось особое внимание. Ведь в период детства у ребёнка формируются наиболее яркие впечатления и образы, остающиеся на всю жизнь. Это время связывалось с первыми воспитательно-обрядовыми действами : первая стрижка волос, посадка на коня, праздник первых штанов (шароваров, обучение рубке лозы, основам рукопашного боя и т. д. Очень важно, чтобы именно в возрасте 3-5 лет ребенок знакомился с основами национальной культуры. В этот период детей надо знакомить с народными ремёслами, приобщение к которым начиналось у казаков с 3-4 лет в естественном стремлении ребёнка помочь своим дедушкам и бабушкам.
В детских садах целесообразно оформить уголок национальной культуры с характерными предметами материального быта казачества и убранства казачьей горницы. Здесь можно знакомить детей в игровой форме с жизнью казачества, с основами народных ремесел: вышиванием, лепкой, плетением лозы и т. п. Значительный воспитательный эффект достигается путем участия детей в фольклорных творческих коллективах, где ребята могут знакомиться с песнями, танцами, играми, характерными для казачьей и в целом южнорусской культуры.
Воспитание самосознания дошкольников на культуре донского казачества – это знакомство с семейными традициями и обрядами от святой купели и до конца земной жизни. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры. В рамках культурного казачьего сообщества принципиально значимо, чтобы воспитательная среда детского дошкольного учреждения активно соотносилась с другими воспитывающими средами. Очень важны для детей встречи и общение с настоящими казаками. Целесообразно, чтобы дети из дошкольных учреждений, развивающих южнорусскую культурную казачью традицию, поступали на учебу в казачьи школы или в классы с казачье-кадетской направленностью.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе данная проблема изучена недостаточно. Хотя, имеются работы, которые, так или иначе, затрагивают проблематику воспитания национального самосознания на основе народной культуры, одни авторы этих работ в большей степени рассматривают особенности воспитания самосознания дошкольников. Так в монографии С. Н. Лукаша «Воспитательные ценности культуры казачества», рассматривается приобщение молодого поколения к аксиологическим основам казачьей культуры, автор ставит вопрос об организации воспитательного процесса, реализующего данную цель. Сущность такой организации составляют новые формы жизнедеятельности детей и взрослых, основанные на сочетании традиций прошлого и реалий сегодняшнего дня. В основе образования этих форм лежит средовой подход, существенно расширяющий возможности воспитательной системы и позволяющий выйти в реализации поставленных целей за рамки школы на уровне объединения различных сред в целостное воспитательное пространство. Автор наиболее полно исследует проблематику воспитания подрастающего поколения на традициях казачества.
Другие же исследователи рассматривают историю и современность донского казачества. В частности, В. Н. Королёв в монографии «Проблемы истории казачества 16-20 вв.» уделяет внимание этому вопросу.
Вместе с тем отсутствуют капитальные труды, объединяющие педагогический, культурологический и исторический аспекты изучения темы нашего исследования.
На сегодняшний день необходимо как можно больше и глубже изучать историю региональных сообществ, исследовать генетические связи поколений, определять значимость традиций и культуры региона на развитие и воспитание детей. В частности необходим системный подход к изучению проблематики воспитания самосознания старших дошкольников на культуре и традициях Донского казачества. Культура Донского казачества является неотъемлемым региональным компонентов в воспитании и обучении подрастающего поколения нашего региона.