НАТАЛЬЯ ЗОТОВА
Конспект ОД «Экскурсия в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экскурсия в русскую избу»
Цель: :познакомить детей с бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные: - познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.)
познакомить со старинной кухонной утварью (чугунок, горшок, крынка, самовар и т. д.)
Публикация «Конспект ОД „Экскурсия в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
рассказать детям о назначении русской печи, приспособлениях для неё
(ухват, лопатка для хлеба и т. д.).
Воспитательные:. - воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей,формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом
Развивающие: -развивать любознательность, умение рассуждать, находить ассоциативное сходство объектов, внимание развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту- обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами
Виды деятельности: - познавательное развитие речевое развитие социально- коммуникативное, развитие художественно- эстетическое развитие
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Оборудование: элементы русских народных костюмов (фуражки,пояски русские платки.).
Ход ОД
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников Примечания
Вводная часть (мотивация)
Ребята сегодня у нас с вами необычная экскурсия, мы её проведем в нашем музее.
-Как нужно вести себя в музее? (Не шуметь, не трогать ничего руками, рассматривать, слушать взрослого)
Ну, что же, всех ребят и всех гостей,
Приглашаем мы в музей. (проходим в музей)
Звучит русская народная мелодия, дети входят в центр «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).
Основная часть
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут хозяйка. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, проходите.
Отгадайте загадку
Стоит жилище,
Деревянные бочище
Внутри печь, да дрова
Это русская (Изба)
И мы ребята сегодня в нашем музее «Русская изба» - Ребята посмотрите в каком красивом наряде я вас встречаю. Как мой наряд называется.
Ребята в русской избе раньше шкафов не было совсем. А тогда ответьте мне пожалуйста,где же люди одежду хранили? Кто догадался? (Для этого служили сундуки.) Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали.
Хозяйка: А вот наш сундучок. Давайте подойдем к сундуку и посмотрим,что же у него внутри. Дети открывают сундук и видят русские народные костюмы. (Примеряют их).Ну вот ребята, вы теперь тоже очень похожи на людей, которые жили в старорусские времена.
Давайте присядем с вами за стол на скамеечки и поговорим.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Из какого материала делали раньше избы? (из лиственницы) это очень крепкое дерево, а если дом выстроенный из этого дерева намокнет от дождя, то дом становился прочным как кирпич).
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Хозяйка: Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит, Зимой горит,
Рот открывает, Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка — деревенская кормилица. Что же такое есть в печи? Оказывается, на печи люди готовили, тогда ведь не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ, они заменяли что?
- Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). Чтобы чугунки ставить в печку и вынимать их из печи, нужен был ухват. (Показ ухвата). А еще на печи можно было и «косточки погреть).А маленькие дети, когда набегаются зимой, замерзнут, родители их ложили на печку на прокаленные кирпичи
Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Хозяйка: Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Для чего их поют? (Ответы)
Хозяйка: В переднем углу избы находится красный угол – это значит красивый, нарядный. В углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Стоял стол со скамейками. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, лавку за стол. А на столе самовар. Что из него пили? Да, чай. Чтобы в доме светло было, тоже печь помогала.
На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.
Физ-минутка:
Игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять, Стал подружку выбирать, Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).
Поклонись, поклонись, Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Ребята, а вы знали, что осенью, когда собирали урожай. Люди занимались заготовками на зиму. но делали они это по особенному. Вот как. Раньше стеклянных банок не было, поэтому огурцы, помидоры, капусту не солили, их квасили в деревянных бочках. и сегодня мы с вами попробуем заквасить капусту. Детям даю порезанную капусту показываю, как засыпать капусту в кадушку присаливать, добавляем укроп,морковь ставим на нее гнет до тех пор, пока она даст рассол. Затем бочку с капустой спускали в погреб и пользовались ей всю зиму. В квашеных заготовках очень много витаминов.
Ответы детей
Заключительная часть (рефлексия)
Хозяйка: вам понравилась эта экскурсия? О чем мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? Расскажите своим родителям о том какой музей есть у нас в
детском саду и пригласите их на экскурсию.