Черномырдина Ирина Александровна
Фотоотчёт «Вместе и труд спорится»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41
Публикация «Вместе и труд спорится»
Воспитатель: Черномырдина И. А.
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Фотоотчёт „Вместе и труд спорится“» размещена в разделах
Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать развивать их. (Роза Семёновна Буре)
Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества, складываются коллективные взаимоотношения.
Во время труда формируется своеобразный психологический механизм при осознании ребенком того, что в процессе труда он открывает новое в себе, вокруг себя, пробует свои возможности на совершенно другом уровне требований, способа достичь конкретного результата, который приносит радость ему и тем, кто болеет за его успехи.
Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы. Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше.
Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других.
К пяти годам у детей появляется понятие «вместе», именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». На фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в словах ребенка «Я сам» появляются новые мотивы, понятия «я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав», «я могу научить другого».
В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, поэтому необходимо разъяснять детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению нравственных норм, они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – «я могу отвечать за результат общего дела». «я вместе с друзьями», и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.
Приобщение ребенка к самостоятельному труду, его знакомство с работой взрослого является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, его волевых качеств.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:
- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, стирать кукольное бельё);
-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);
Целью хозяйственно-бытового труда является поддержание чистоты и порядка в помещении, на других территориях жизнедеятельности ребенка, помощь взрослым в организации режимных процессов и тому подобное.
Я в своей группе использовала методы показа, объяснения, исполнение каждого элементарного действия, сопровождающего подробными пояснениями, напоминала о последовательности действий, создавала игровые ситуации с учётом возможностей детей и оценивала результаты посильного труда детей, обучала отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжать тряпочку над тазиком, чтобы вода не лилась на стол и не попадала за рукава, и т. п.).
Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.
Я всегда обращала внимание детей на то, что что если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг всё было красиво, то никогда не сможет бросить бумажку на пол или землю, нарисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, так поступает. Этот метод воспитывает у детей умение замечать непорядок и без напоминания взрослых устранять его.
Давая поручение, я не только просила ребенка выполнить его, но и при необходимости советовала, как, каким способом лучше выполнить поручение.
Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчество.
«Работа должна возбудить в детской душе больше самостоятельной, естественного творчества, дать свободно развиться цельной гармоничной индивидуальности», (С. Русова)
Список литературы
1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., исправление, доп. - М., 1983.
2. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.
3. Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987.
4. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.