Лысенко Ирина Николаевна
Беседа «Весна в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Весна в степи.
1. На прошлом занятии мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжить путешествие.
– Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре-самолете)
- На чем нам пока не удалось попутешествовать? (На пароходе.)
Его можно изготовить из большого конструктора. На нем мы и отправимся дальше (покажите по карте водный путь из Москвы до Волгограда).
Публикация «Беседа „Весна в степи“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать.
- Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? Не перегибаться через борт!
Итак, в путь! Плыть нам предстоит несколько дней.
- Как вы думаете, почему так долго? Путь неблизкий, да и идет корабль сравнительно медленно.
2. По мере того как мы удаляемся от дома, становится все теплее. Если в Москве в марте еще почти зима, то Волгограде уже почти лето.
Мы с вами оказались в степи. Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!
- Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминает степь? (Она напоминает тундру. Так же, как и там, в степи нет деревьев.)
- Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре? (Слишком долгая и суровая зима и вечная мерзлота.)
Но ведь в степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани.
- Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
- На что похожи листья? На расправленную ткань. В жару они очень быстро высыхают. А трава и цветы, например, тюльпаны, с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду.
Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Земля еще пропитана талой водой, Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
- Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? Травоядные. Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А пищу они себе находят на поверхности.
3. Да, в степи сейчас весна.
– А какое время года у нас (посмотрим в окно?
- Как узнали мы, что весна пришла?
Весеннее теплое солнце победило стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, желтыми огоньками. «Кап! Кап! Кап!» Что же это? Это капель. С каждой капелькой растет внизу лужица талой воды. Капли переполняют лужу – и вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу.
Пришла весна.
- Какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый.) Приклеим на цветок «весенние» лепестки.
- Сколько их?
4. Первый месяц весны – март (ищем лепесток, прикрепляем к серединке). Март открывает весну. Столько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит!
В народе март прозвали зимобором.
- За что, как вы думаете? Именно в марте зима с весной борется.
Еще называют его капельником.
- Почему?
Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года – весны!
В марте появляются первые проталинки, отсюда и другое его название…
- Какое, как вы думаете? Протальник.
- Что такое проталинка? Там, где снег уже растаял, появляются узкие полоски черной земли. Это и есть проталины.
В марте прилетают грачи (иллюстрация.) Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнезда строят.
В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал».
5. За мартом апрель идет (ищем лепесток, прикрепляем к серединке).
В апреле весна вволю разгуляется. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном.
- О чем говорит нам это название? К концу апреля солнце красное прогоняет последние остатки снега.
Прозвали апрель и водолеем.
- За что, как вы думаете? Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.
Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка.)
Апрельские ручьи землю будят.
- Что это значит?
Теплые весенние воды смоют зимнюю грязь, согреют землю. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.
«Апрель водою славен, почками красен». Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники. В городе их найти трудно. В городе расцветет другой цветок.
Выглянул цветочек Пусть еще над лесом
В полутьме лесной - Властвуют снега,
Маленький разведчик, Пусть лежат под снегом
Посланный весной. Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
Е. Серова
- О каком цветке написано стихотворение? Это цветы мать – и – мачеха (картинка). Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного расточка. Еще вчера здесь лежали остатки грязного снега.
- Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках?
Секрет в том, что мать – и мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнце и освободило золотоголовых пленников.
- Почему же не мерзнут эти крошки? Посмотрите внимательно на стебелек. Он покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от холода ночью и от жаркого солнца днем. Свой цветок мать – и мачеха бережет, раскрывает его только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив голову.
Мать –и – мачеха – необычное растение. Сначала оно цветет, а потом отращивает листья.
- Чем необычны листья мать –и- мачехи? (Рассмотрите их.) Сверху они гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые. Из-за этого и прозвали растение мать – и – мачеха. Вспомните сказки «Золушка», «12 месяцев», «Крошечка - Хаврошечка».
- Какие мачехи были в этих сказках?
- А теперь подумайте, почему же дали цветам такое необыкновеное название – мать – и – мачеха?
Приложишь листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения и название такое – мать – и – мачеха.
Апрель. Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
Вот скворцы (иллюстрация).
Прилетает скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом.
Теперь длинными апрельскими днями будет слышаться жизнерадостное пение и трепет крыльев увлеченного своей мелодией певца.
- Какие еще птицы вернулись на Родину? (Предложите детям иллюстрации с изображением птиц. Попросите выбрать перелетных.)
Прилетели трясогузки. Издавна в народе существует примета, что эта птичка «хвостом лед разбивает». Как же это? Оказывается, трясогузки прилетают, когда на реке начинается ледоход.
Множество ручейков из растаявшего снега и сосулек устремляются к реке, будят ее, подтачивают ледяной панцирь, которым еще покрыта река. Лед трескается и по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга. С треском и грохотом река освобождается ото льда (аудиозапись). На реке ледоход – лед идет!
1 апреля ежегодно отмечается Международный день птиц. Его цель – сохранение видового разнообразия и численности птиц.
В этот веселый солнечный день развешивают скворечники, синички и другие дуплянки для пернатых друзей. Веселыми песенками благодарят птицы людей за удобное жилье и славят весну.
Мы построили скворечню - Все семейство вчетвером
Дом веселого скворца, Проживает в доме том?
Мы повесили скворечню Мать, отец и скворушки –
Возле самого крыльца. Черненькие перышки.
Е. Тараховская
Существует прекрасный обычай «отпущенья птиц на волю». Взрослые с детьми покупают на рынке пташек и тут же, раскрывая клетки, отпускают их на волю.
Синички – сестрички, Щеголятки – молодцы,
Тетки – чечетки, Воры – воробьи!
Краснозобые Вы на волю полетите,
Снегирюшки, К нам весну скорей ведите!
6. Приходит самый красивый и самый теплый весенний месяц. Это … май –месяц зелени и цветов (ищем лепесток, прикрепляем к серединке).
Называют его травень, цветень.
- Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Цветут черемуха, вишни, яблони.
Называют май и песенник.
- Почему?
Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка (аудиозапись).
Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. «Ай – ай, месяц май – и тепел, да холоден».
7. Итак, у весны три долга, три завета:
Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.
Снег согнать, землю разбудить – чья это забота? Апрель живой водой землю отпаивает.
– Кому достается долг зелень привести? Май лес наряжает, лето в гости ожидает.
Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудесными майскими запахами.