Ольга Ермилова
«Удивительное рядом». Экологическая тропа по территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительное, рядом»
Экологическая тропа по территории детского сада
Ермилова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №5
Цель: Использование благоприятных условий на территории детского сада для реализации процесса экологического образования и воспитания детей.
Задачи:
Познавательные:
• Познакомить с разными объектами живой и не живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Публикация «„Удивительное рядом“, Экологическая тропа по территории детского сада» размещена в разделах
• Закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и цветов на территории детского сада.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
Развивающие:
• Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
• Развивать наблюдательность, коммуникативные способности у детей при общении с природой.
• Развивать воображение, мышление, речь.
Воспитывающие:
• Воспитывать художественно-эстетические чувства от общения с природой.
• Формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Воспитывать желание беречь и украшать территорию сада.
Здоровьесберегающие:
• Сохранение и укрепление здоровья детей.
• Формирование умений и навыков правильного поведения в природе.
Материалы:
• Карта – схема путешествия,
• Объекты экологической тропы
(деревья - ель, тополь, береза, кустарник, пенек, травянистые растения -одуванчики)
• «Правила поведения на прогулке»
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций о природе.
• Д/игры «С какого дерева листок»,
• «Когда это бывает?», «Где, чей дом»
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
• Наблюдение в природе.
• Чтение произведений В. Бианки, Е. Чарушина,
• заучивание стихотворений о природе, З. Александровой «Одуванчик».
• Рассматривание иллюстраций.
• Рисование «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Деревья на нашем участке».
Литература:
• Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М. : Мозайка-Синтез, 2008.-48с.
• Комплексная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
• Региональная парциальная программа «Основы здорового образа жизни»
автор М. Н. Павлова
Предполагаемые результаты:
• Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей;
• Бережное отношение детей к природе;
• Познакомятся с правилами поведения в природе;
• Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.
Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Практико-ориентированная экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность на экологической тропе является ведущим средством формирования у ребенка основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Ход НОД
I. - Организационный момент. Мотивация к НОД
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит.
Воспитатель: -
«Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся»
Дети и воспитатель становятся в круг на ковре, тихо звучит музыка «Шум ветра, пение птиц, звон ручейка»
Воспитатель: - Прислушайтесь, ребята, какая загадочная звучит музыка.
Слышите, это удивительные звуки природы.
• Ситуативная беседа.
Воспитатель: - Ребята утром, когда я шла в детский сад, на окне сидела, птичка – синичка, она принесла нам письмо, давайте мы с вами посмотрим и прочитаем (открываю письмо и показываю детям).
Воспитатель: - Это рисунок - карта для путешественников. (Показываю детям)
Вы любите путешествовать?
Дети: - Мы любим, играть и путешествовать по сказкам.
Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в необычное, увлекательное путешествие по экологической тропе, нашего детского сада!
Для этого мы должны с вами подготовиться.
• Вспомнить правила безопасного поведения во время экскурсии в природу.
Воспитатель: - Как надо вести себя в природе? Где и как надо ходить в природе?
Можно ли рвать растения, грибы, цветы на полянке, на территории детского сада?
Правила поведения на экскурсии в природу.
1. Вести себя в природе тихо, не шуметь.
2. Беречь деревья, цветы, кустарники и травы.
3. Не рвать цветы и не топтать растения.
4. Ходить, осторожно только по проложенным дорожкам.
5. Нельзя срывать и пробовать растения и грибы.
6. Внимательно слушать природу, наблюдать за ней.
Воспитатель: - Слушать внимательно воспитателя, отвечать на вопросы.
Весело и дружно играть. Бережно относиться к окружающей природе.
• Подготовка детей к путешествию.
Воспитатель: - Сейчас мы выходим в приемную и переодеваемся на прогулку. (Дети переодеваются и выходят на прогулку, обращаю внимание детей на погоду)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите и скажите, какая погода сегодня?
Дети: - Ярко светит солнышко, летают птички и бабочки. Дует легкий ветерок.
Воспитатель: - У вас хорошее настроение. Вы все веселые, добрые, счастливые.
Удивительное рядом – оглянись по сторонам!
Удивительное рядом – может, тут, а может, там?
Удивительные птицы, небо, солнце и трава.
Удивлённым детским взглядом мы увидим это – СЧАСТЬЕ!
Воспитатель: - Проведем разминку, чтобы не устать в пути
(Дети стоят в кругу)
• Разминка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Дружно весело шагаем, и за всем мы наблюдаем,
Посмотрите-ка вокруг, сколько ярких красок тут!
Потянулись все немножко,
И отправились в путь - дорожку (шагаем по кругу)
II. Основная часть
Остановка. №1
Воспитатель: - В нашем детском саду много интересных мест. Угадайте,
к кому мы сейчас отправимся в гости? (Читаю загадку)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. «Ель»
Дети: - Это елочка.
Ставим стрелку отметку на карте - рисунке первую точку.
Воспитатель: - Правильно называется это дерево ель – хвойное дерево.
Давайте подойдем поближе к дереву. Посмотрите внимательно, что у ели вместо листочков?
Дети: - Вместо листочков у ели колючие иголки и имеются шишки.
Воспитатель: - Давайте ребята назовем части у ели.
Дети: - Ствол, ветки, иголочки и много, много маленьких шишек.
(Особое внимание уделяю стволу дерева, его окраске и структуре коры)
Воспитатель: - Правильно, вместо листьев иголочки и имеются шишки, в них прячутся семена.
Воспитатель: - В какое время года мы любим, встречать елочку у себя дома и в детском саду? Как называется этот праздник?
Дети: - Зимой мы наряжаем елочку. Праздник называется Новый год.
Воспитатель: - Какая она елочка, расскажите?
Можно ли ее трогать руками?
Дети: - Ель - зеленая, колючая, душистая, высокая.
На елке много шишек.
(Воспитатель хвалит детей и предлагает отправиться дальше в путешествие)
Приходим на свой участок. Это вторая точка нашего путешествия.
Воспитатель: - Ребята мы с вами пришли на свой участок, здесь растут кустарники и деревья. Загадаю вам вторую загадку.
Остановка. №2
Во дворе белым-бело,
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились …. (Тополя)
Ставим стрелку отметку на рисунке вторую точку.
Воспитатель: - Обратите ребята внимание на то, что тополь – лиственное дерево. У тополя листья, потрогайте листочки, но рвать, нельзя.
Руками погладьте ствол, шершавый
(Рассматриваем ствол тополя)
Под деревом пух, осторожно потрогайте его руками - в рот брать нельзя.
У ели мы не смогли потрогать ствол, почему?
Дети: - Ствол спрятан за ветками, а ветки колючие у елочки.
Воспитатель: - Давайте, ребята встанем вокруг тополя, потому, что ствол очень толстый.
• Веселая игра – разминка «Улыбка»
Нужно нам всем отдохнуть,
чтоб усталость отряхнуть. (Дети встают, встряхивают руками)
Ну-ка встали, потянулись. (Потягиваются)
Влево – вправо повернулись. (Поворачиваются)
И к соседу прикоснулись. (Парами берутся за руки)
Все друг другу улыбнулись. (Улыбаются друг другу).
Воспитатель: - Путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше на участок группы №8. Это третья остановка нашего путешествия.
Слушайте мою следующую загадку, и будьте внимательными.
Остановка. №3
Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Ставим стрелку отметку на карте - рисунке третью точку.
Воспитатель: - Ребята вы внимательно посмотрите на березку и сравните с елочкой и тополем и скажите, какое это дерево, хвойное или лиственное?
Дети: - Березка – лиственное дерево, потому что на веточках висят листочки.
Воспитатель: - Обратите внимание, очень красивый и необычный по окрасу ствол. Ребята рассмотрите внимательно веточки и листочки у березки, расскажите какие они?
Дети: - Веточки у березки тоненькие, чем у тополя и листочки маленькие и резные.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, какие висят сережки у березки, там находятся семена, давайте поводим хоровод вокруг березки, погладим ствол руками, можно прижаться щекой.
Воспитатель: - Путешествие продолжается. Весенняя полянка встречает нас, здесь растут разные растения.
На полянку мы идем, поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Воспитатель: - Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, светит веселое солнышко, деревья кругом. Послушайте, мою загадку.
Остановка. №4 «Цветок. (одуванчик)»
Облако на ножке,
У меня в ладошке.
Мне не утерпелось.
Дунул – разлетелось…. (Одуванчик)
Ставим стрелку отметку на рисунке четвертую точку.
(Под высокими деревьями мы с ребятами находим одуванчики, которые уже с пушистой шапочкой, дети удивляются, радуются находке)
Воспитатель: - Одуванчик, это травянистое, цветущее растение.
(Находим с детьми цветущий желтый одуванчик).
Ребята, назовите цвет и форму цветка?
Дети: - Одуванчик круглой формы, желтого цвета.
(Хвалю детей за наблюдательность и доброе отношение к растениям)
Воспитатель: - Дима, прочитай стихотворение «Одуванчик» З. Александровой.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого.
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
И, как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Воспитатель: - Ребята, покажите, как одуванчик стал седой и с ветром улетел - ветер разносит семена одуванчика.
(Дети разбегаются в разные стороны и кружатся на месте, изображая семена)
Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас на спортивную площадку, будем играть, веселиться, ведь грустить нам не годится!
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево - право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (Вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (Спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц)
Воспитатель: - Путешествие наше закончилось, нам пора возвращаться в группу.
Приходим к елочке, где начали мы свое путешествие.
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, нравится вам наш детский сад?
А как вы думаете, откуда здесь все появилось?
Кто ухаживает за территорией в детском саду?
(ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, воспитатели, младшие воспитатели, все сотрудники детского сада старались украсить наш родной детский сад, чтобы здесь было красиво и интересно.
А мы с вами постараемся все это сохранить.
Деревья растут долго, поэтому нужно бережно относиться к ним.
• Рефлексия
Возвращаемся в группу детского сада.
Создание творческого продукта изобразительной деятельности, аппликативную картину на тему: «Там и тут одуванчики цветут».
(На ковре лежат заготовки из бумаги цветы одуванчики для аппликации)
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какую красивую полянку из одуванчиков мы видели, на территории нашего детского сада и составим картину, чтобы вспоминать наше путешествие.
(Дети наклеивают на панно одуванчики и любуются своей работой)
Воспитатель: - Предлагаю поиграть (Дети встают в круг)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
(потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться
(движения выполняем по тексту стишка)
Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)
Здоровей и веселей!
(улыбнуться друг другу)
Воспитатель: - Ребята, как много нового о природе мы сегодня узнали, вам понравилось наше путешествие?
• Что вам особенно запомнилось в путешествии?
• Почему мы должны беречь природу?
• Как мы с вами можем сохранить природу? (Ответы детей)
Воспитатель: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, потому что вы были внимательными, добрыми и послушными во время путешествия.
Дружно играли, отгадывали загадки.
В следующий раз мы с вами отправимся в путешествие осенью и понаблюдаем, какие изменения произойдут с растениями и деревьями на территории детского сада.