Наталья Постаногова
Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд. Тема
Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
Подготовила:
учитель – логопед
МБДОУ д/с 7
Постаногова Н. Р.
2 слайд. В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения у детей ОВЗ, кроме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова). Эти средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к невербальному общению.
Темочки:
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
3 слайд. Термин «пиктограмма» — это общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка».
Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах
Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским.
Позже в 1985-1994 немецким специалистом Р. Лебом была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми.
4 слайд. Существуют различные графические системы — от фотографий и детских цветных картинок до чёрно-белых идеограмм. По степени абстракции различают наборы картинок и наборы символов.
5 слайд. Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что они многофункциональны, могут символизировать конкретные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружении ребёнка.
6 слайд. Работу по обучению ребёнка невербальной коммуникации (система символов) условно можно разделить на несколько этапов.
Этап работы с предметом. Ребенок изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением.
Этап введения коммуникативного кода. У ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяются возможности передачи информации и формирования навыков общения.
7 слайд. Этап грамматического структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими грамматические категории рода, числа и т. д.
К сожалению, цель этого этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруднено.
Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом.
8 слайд. В нашей стране для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности широко применяются комплект тетрадей «Я говорю» авторов Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной. В пособиях большое внимание уделяется работе с пиктограммами, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
9 слайд. Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.
• Идентификация символа. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребёнок освоил предыдущий материал. На уроке ребёнок знакомится не более чем с одним новым символом.
• Выбор нужного символа из двух.
• Выбор двух одинаковых символов среди ряда других
• Выбор такого же символа среди определённого множества других
• Составление фразы с помощью символов.
10 слайд. При изучении символов можно использовать следующие задания и упражнения.
1. Объединение символов в пары. На столе перед педагогом расположены символы, изображающие предметы. Перед ребёнком лежат символы, которые изображают действия: играть, есть рисовать. педагог берёт один из «своих» символов и показывает его ребенку. Ребёнок должен найти в своём наборе символ, соответствующий тому, что показывает педагог.
11 слайд. 2. «Домино». На столе перед педагогом и ребёнком разложено одинаковое количество символов. Педагог произносит фразу «Девочка рисует карандашом» и выкладывает один символ из своего набора. Ребёнку нужно выбрать из своего набора и положить рядом символ «рисует». Затем педагог кладёт символ «карандаш
12 слайд. «Четвёртый — лишний». Педагог раскладывает перед ребенком четыре символа, три из которых обозначают предметы, принадлежащие к одной группе, а четвёртый — к другой. Необходимо найти «лишний» символ.
13 слайд. Символы как правило разбиты, например, по таким тематическим блокам, как: игрушки; части тела; гигиена и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др.
14 слайд. Для составления комплекта символов применяются цветные или чёрно-белые копии символов, которые ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится липкая лента, с помощью которой символ можно прикрепить к любой поверхности с такой же лентой. Дети могут размещать символы на различных поверхностях: на рабочей папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета).
15 слайд. В заключение…
Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами образовательного учреждения ребенок, тоже мог общаться с окружающими его людьми.