Татьяна Муратова
Модель общения и система сотрудничества между воспитателем, родителем и ребёнком как основа складывающихся взаимоотношений
▼ Скачать + Заказать документы
Я бы хотела начать со слов Антона Макаренко «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание».
Каждое образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Время не стоит на месте, меняются дети, меняются родители и поэтому приходится менять методы и формы работы с родителями.
Публикация «Модель общения и система сотрудничества между воспитателем, родителем и ребёнком как основа складывающихся взаимоотношений» размещена в разделах
В своей работе я применяю как традиционные методы, так и нетрадиционные.
Информационно – аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также «Почта доверия», «Школа матерей», «Ларец пожеланий и предложений».
Пишут редко, в основном всё в устной форме, вопросы заданные обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций в индивидуальной форме. Такая форма работы эффективна, позволяет родителям делиться своими мыслями.
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей - это маленькое родительское собрание в виде заседания круглого стола.
Хотелось бы с родителями и с детьми проводить совместные прогулки, экскурсии, но пока только получается в вечернее время, на прогулке вместе с детьми и родителями погулять, пообщаться.
Подбор методической литературы по актуальным проблемам: развитие речи, поведение в общественных местах, чтение по вечерам.
Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Очень интересно проходят совместные праздники.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер – класс» по изготовлению каких – то поделок или родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами или изготавливают из солёного теста разные игрушки, которые потом выставляются на конкурсы или выставки.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества детей и родителей, их участие в региональных, российских конкурсах. Побуждаю родителей к созданию совместных с детьми композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, авторских выставок.
Например, у нас в саду проходила выставка рисунков на тему «Перелётные птицы», также рисунков совместного творчества к празднику «День Победы», выставка из природного материала «Дары природы», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок», «Наряди участок».
Наглядно – информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
На сегодняшний день создаю групповой альбом – портфолио «Наша дружная семейка», который находится в родительском уголке. В нём записаны интересные случаи с ребёнком в группе, а также участие ребёнка в конкурсах, детские поступки, достижения, лучшие рисунки, фотографии. Я думаю, что это интересно родителям и у них появится стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с их участием.
Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно – равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важной составляющей в диалогических отношениях является способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного принятия другого человека.
Участие в благотворительных акциях: материально не каждый может помочь, поэтому я стала предлагать, чтобы принесли, например, старые детские книги. Мы их отремонтируем в группе вместе с детьми или даже дома с родителями дети ремонтируют и приносят уже отремонтированные, а который раз, и новые книжечки принесут. И книга в группе остаётся, и дети берегут книги, так как они сами их ремонтировали, и родителей привлекли к благотворительности. Хотелось бы научить родителей уметь самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательскую деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами.
Постоянно устанавливаю с родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Необходимо заинтересовать их той работой, которую я предполагаю проводить с детьми.
Стараюсь донести до родителей более полный образ ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье, и которые оказываются очень важными в их дальнейшем воспитании и развитии.
Использование модели взаимодействия в работе с семьёй, способствует более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, искренний интерес к личности родителей, знакомство родителей с педагогом – вот те слагаемые взаимных доверительных отношений.