Юлия Лемкина
Система методической работы по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Система методической работы по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные истоки» (автор И. А. Кузьмин, которая основывается на культурно – исторической теории Л. С. Выготского и ведущей роли эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником. Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно – нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.
Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения технологии «Социокультурные истоки».
Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач:
1. активизировать педагогов на осознание актуальности проблемы;
2. повышать профессиональную компетентность педагогов через создание системы работы по внедрению технологии «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина;
3. обучить эффективным способам работы с детьми;
4. создать предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
5. обучить педагогв эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Наша работа по этому направлению осуществляется в три этапа:
1 этап - информационно – аналитический
2 этап – практический
3 этап – контрольно – оценочный
1. Информационно-аналитический этап
Задачи:
1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.
2. Анкетирование педагогов.
3. Анкетирование родителей.
4. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.
Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.
В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.
2 этап – практический
Работа по духовно – нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:
Работа с педагогическими кадрами;
Работа с детьми;
Работа с родителями;
Взаимодействие с социумом.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень знаний педагогов по данному вопросу.
2. Создать условия, благоприятные для работы с детьми.
3. Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно – нравственного воспитания.
4. Активизировать взаимодействие с социумом.
Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми.
Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Социокультурные истоки», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.
Семинары – практикумы - помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.
В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.
Мы выделяем следующие направления работы с детьми (они представлены на слайде) : тематическая НОД по ООП, образовательная деятельность по технологии «Истоки», беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями : сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы :
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
дни открытых дверей;
проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
На протяжении нескольких лет наш детский сад активно взаимодействует с образовательными учреждениями города.
Такое взаимодействие очень важно для социализации наших воспитанников, но оно важно и для тех, кто к нам приходит, так как при этом у детей :
• развивается способность к общению и толерантному поведению;
• формируются навыки ведения позитивного диалога с детьми с ОВЗ;
• появляется возможность реально проявить милосердие, сострадание, чуткость.
3 этап – контрольно – оценочный
Задачи:
1. Контроль за проведением мероприятий.
2. Анализ эффективности мероприятий.
3. Анализ полученных результатов.
4. Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.
Контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.
Глубокий и всесторонний анализ позволит каждому воспитателю со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, будет стимулировать на творческий поиск в воспитательной работе.
Мы отметили положительные стороны содержания программы «Социокультурные истоки», разработок, книг для развития:
1. Занятия, содержания книг носят интегративный характер (многие связаны с разделами общеобразовательной программы – ООП). Актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень, благодаря чему дошкольники активно осваивают духовно-нравственный опыт предшествующих поколений.
2. Содержание занятий выстроено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
На перспективу ставим следующие задачи:
1. Продолжить работу по профессиональной компетенции педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Социокультурные истоки».
3. Обобщить опыт работы педагогов по духовно – нравственному воспитанию.
4. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса с целью создания оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка.
5. Активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ.