Лариса Покидова
Конспект занятия «Школьные правила»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей подготовительной к школе группы положительного отношения к обучению в школе.
Задачи: познакомить воспитанников с правилами поведения учеников в школе; способствовать развитию произвольности поведения; познавательных интересов; познавательных процессов. Развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Метафора: «Правила – как сосуд для воды.
Публикация «Конспект занятия „Школьные правила“» размещена в разделах
Если нет сосуда, то получается только лужа,
а сосуд придает форму воде».
Ход занятия:
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Разминка: игра «Комплимент». Под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать по просторам» (слова Матусовского М., композитор Шаинский В, дети свободно ходят по комнате. Останавливается музыка, каждому ребенку необходимо найти себе пару и сказать доброе слово или комплимент.
3. Упражнение «Вспоминаем правила». За правильный ответ дети получают карточки с изображением школьных принадлежностей. Правила : слушать учителя; драки в школе запрещены; нужно слушать родителей; надо дружить с ребятами; не нарушать дисциплину; не перебивать взрослого и товарища…
4. Игра «Сохрани слово в секрете». - Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия школьных принадлежностей - это наш секрет, повторять их нельзя. Вместо этого, встретившись с их названием, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши, а тот, у кого есть карточка с изображением названного предмета, должен ее поднять вверх – показать всем. ( Примерный список слов: окно, линейка, стул, портфель, клен, карандаш, шоколад, просо, пенал, плечо, ластик, шкаф, ручка, василёк, книга, тетрадь, кукла, указка, мел, машинка, доска, юла и т. д.).
5. Работа со сказкой «Лесная школа» (М. А. Панфилова. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации).
В лесу наступило первое сентября. Каждому понятно - в этот день все дети дружно идут в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками. Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж. Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.
- Молодцы! - похвалил всех Учитель. А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок.
Мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
- Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое : в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
- Готово! - обрадовался Лисенок: «В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее : до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? - предложил Зайчонок: «До звонка ты приходи и порядок наводи! По звонку все дружно в ряд ждут учителя, стоят!»
- Молодец, Зайчонок! Третье правило : Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок: «Друга зря не беспокой. Береги его покой. На уроке тишина. Руку поднимай тогда, если хочешь отвечать или важное сказать».
- Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое : Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко! - воскликнул Волчонок: «На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет. Отвечает только тот, кого учитель назовет».
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка: «Вот звонок на перемену, приготовься отдыхать: можешь с другом прогуляться, можешь тихо поиграть. Подготовь к уроку все, чтоб училось нам легко!».
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже.
Обсуждение: Какие вы знаете школьные правила? Для чего нужны школьные правила? Какое правило, на ваш взгляд, самое важное?
6. Рисование на тему «Путешествие в страну знаний» под музыкальное сопровождение «Учат в школе» (слова Пляцковского М., музыка Шаинского В.).
У каждого ребенка есть карточка с изображением школьных принадлежностей, их необходимо зарисовать к себе в тетрадь, с помощью карандашей.
7. Дидактическое упражнение «Как мне повезло». - Вы нарисовали школьные принадлежности, а ведь они для чего-то нужны. Давайте поиграем и расскажем в игре, для чего они нужны. Для этого вы должны взять на себя роль школьной принадлежности. Каждый ребенок рассказывает о своем предмете, пользуясь образцом:
- Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
- Как мне повезло», - говорит роза, - мною любуются люди.
- «Как мне повезло», - говорит ель, - меня наряжают на Новый год.
8. Ритуал окончания занятия : «Скажите по цепочке друг другу доброе слово за занятие».
Литература: М. А. Панфилова. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.