Ирина Пуга
«Шестиногие малыши». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
I Пальчиковая гимнастика:
«Солнце утром рано встало, всех насекомых приласкало.
Оса села на цветок. Пьет она душистый сок.
Бабочка-красоточка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке.
Я веселый майский жук. Знаю все сады вокруг,
Публикация «„Шестиногие малыши“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу.
/Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами». Вытянуть указательный палец правой затем левой руки и вращать им.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг другу, имитировать полет бабочки.
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»/
Рассматривание карточек с насекомыми
II – Ребята, а вот и наши гости! Как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые).
- Давайте их расположим по внешнему признаку (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы).
- Расположите по месту обитанию (наземные, водные)
- Расположите по способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)
- Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию. Посмотрите, кто это идет?
1) «Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги» (божья коровка). Назвали ее потому, что она выпускает при опасности молочко, только оранжевого цвета. На самом деле это кровь, которая плохо пахнет. Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (божьих коровок разводят на специальных предприятиях в огромных количествах, потом распыляют их с самолетов над пораженными полями личинками колорадского жука, белокрылкой, тлей)
- Каких жуков вы знаете? (колорадский, майский, жуки-олени, питающие древесным соком, жук-бомбардир, который при опасности выбрасывает едкое облачко, напоминающее дым, светлячок, у которого в темноте светятся крылышки)
- Все жуки имеют 6 лапок, голову, глаза, усики, туловище, 2пары крыльев (первая расположена снаружи, она твердая, под ней находится еще 2мягких крылышка)
2) - Посмотрите, вот порхает бабочка над цветком. Она сама напоминает нам цветок, имея 4 больших ярких крыла с великолепным рисунком. Очень интересная жизнь у бабочек. Она родится летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и умрет. Затем из яичек появится гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколок вновь вылетит красивая бабочка. Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.
- Это моль родственница бабочки. Хоботок е нее недоразвит и она вообще не питается. Зато ее гусеницы имеют мощные челюсти и поедает волос, мех, шерсть, кожу, перо, сухое мясо и даже кости, нанося серьезный вред хозяйству человека.
3) - Это что за маленький вертолет? (стрекоза)
«Стрекоза – стрекоза – любопытные глаза!
То летит она вперед, то висит, как вертолет,
Над водой голубой, над травой луговой, над полянкой лесной»
Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся на мух, комаров, мотыльки. Стрекоза хищница, так как она питается другими насекомыми. У стрекозы большие, огромные глаза во всю голову и смотрят сразу и вперед и назад, поэтому она может хватать добычу, не поворачивая головы. Стрекоза откладывает яички в воду и размножается в воде.
4) - Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Также поет сверчок.
5) - «По тропе лесной неровной листик тащит муравей.
В десять раз себя огромней, раз в пятнадцать тяжелей»
- Это маленькие труженики. Они строят дом. Подскажите, как называется домик?
- Муравейник строят из маленьких травинок, хвоинок, стебельков. Каждый муравей занят своим делом. Среди них есть рабочие, которые заняты в уборке и строительстве; солдаты, которые охраняют муравейник с царицей, которая откладывает яйца; няньки, которые выхаживают муравьишек и добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червячков. Осенью затихает жизнь в муравейнике, все ходы и выходы плотно закрываются. А муравьи собираются в большой клубок и спят до весны.
6) – «На лужайке, у горы, под зеленой липкой потеряли комары маленькую скрипку.
На лужайке, у горы, у тропы-петлички ищут, ищут комары скрипку-невеличку.
Распищались комары зло и недовольно, и, наверно, с той, поры всех кусают больно»
- А знаете ли вы, что у комаров кусается только самка, самец ни когда не пьет кровь, он питается соком растений и сладким нектаром. Комар не пищит, а звук, который он издает от дрожания его крыльев. Комары и мухи являются переносчиками болезней.
III Физминутка: Игра «Покажи, кто что делает?»
Бабочка над цветком (что делает) - … порхает
Комар над ухом - …пищит з-з-з-з
Пчела (собирает) – мед
Жуки (какой издают звук) – жужжат ; что делают? с дерева на дерево -…перелетают
Муха (переносит) – болезни
IV – Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушайте и скажите, что не так.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела»
Ошибки: бабочки не прыгают, а летают; не летают под дождем; не все бабочки перелетают на юг, а зимуют под сухими листьями; бабочки питаются не мухами, а цветочным нектаром.
V Игра «Опиши насекомое» по плану:
1. Кто это?
2. Какие части тела у него есть?
3. Где живет (как называется его дом?
4. Как развивается?
5. Приносит людям пользу или вред?