Хамида Абудалипова
Конспект занятия «Северный олень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знаний детей о северном олене.
Задачи:
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты, Обобщить представление детей о значении и роли оленей для человека;
: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, Воспитывать любовь и уважение к животным. Формировать знания о коренном населении,их образе жизни; Развивать связную речь детей, любознательность;
Публикация «Конспект занятия „Северный олень“» размещена в разделах
Воспитывать любовь к родному краю, поселку вызывать чувство гордости за него. Поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Предварительная работа: разучивание стихотворения “Северный олень”, песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины “Северные олени” (серия “Домашние животные”, чтение мансийской сказки “Гордый олень”, подвижные игры
“Олени и пастухи”, “Ловля оленей”, “Важенка и оленята”.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать. (послушайте песню) 2 Слайд
Дети: В тундру.
В-ль: Правильно ребята. А что такое Тундра? (ответы детей, объяснения воспитателя)
Отгадайте ребята, какое сейчас время года в Тундре? (пришла девушка белянка, побелела вся полянка)
Дети: Зима.
-А как вы думаете какая зима? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
— Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, чистый, мокрый, рыхлый)
А давайте с вами посмотрим на Тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба»
Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правила игры: Навести глазок подзорной трубы и назвать его, выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине ( словарная работа: чум, нарты, ягель)
В-ль: Давайте с вами поговорим о самом распространенном жителе Тундры.
«Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)» 3 слайд
Как появился северный олень? Об этом существует ряд легенд. Согласно одной из них олени вышли из головы Ягун- ики, духа реки Юган, когда он стал «создавать» рыб, перекаты, боры… Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег (показ следа копыт).
Рассматривание картины «Олениха с олененком», «Лось»
-Что нарисовано на этой картине? (олениха с олененком)
-Что делает олениха (наклонила голову и ест ягель — олений мох)
-Что делает олененок? (он стоит рядом и смотрит на нее)
-Чем отличается олениха от олененка (ответы детей)
-Чем похожи олениха и олененок?
-Что еще изображено на картине (оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
Физкультминутка.
У оленя дом большой,
Он глядит свое окошко
Заяц по лесу бежит
Дверь к нему стучит:
“Стук-стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
В лапу мне давай!”.
4 слайд
Олени эти не простые, а северные (показ картины северного оленя). Этому благородному животному обязаны своим существованием все северные народы нашей планеты. 5-6-7 слайды Северный олень даёт им пищу, шкуру для одежды и является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья. Шерсть у этого животного длинная, густая, и волнистая. Северные олени довольно крупное животное. В длину оно достигает 2 метра, а в высоту 1 метр. Северные олени всегда остаются дикими животными в неволе они становятся более ручными, но маленький недосмотр хозяина – и гордый красавец вновь дичает. 8- сдайд
Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.
9- 10сдайд
Шкура с ног оленя имеет самый прочный мех, поэтому из нее шьют зимнюю обувь – кисы. (рассматриваем настоящие кисы)
Из костей оленя делают орудия производства, полозья для нарт (рассматривание картин)
11слайд
Рога, кости, хвост и зубы оленя идут на лекарство
12 слайд
Как у всех народов у коренных жителей есть разные праздники. Особое событие – «Праздник молодого оленя».
13 слайд
Мы уже говорили, как проходят эти праздники.
Сейчас мы с вами поиграем в игру:
Волки и олени.
- Как охотятся волки? У нас несколько ребят будут волки, а остальные олени, которым нужно убежать от волков.
*словесная – подвижная игра.
Ведущий: - Волки, волки, где вы были?
Волки: - За оленями ходили, по долам, по лугам. Ловим мы их тут и там.
Ведущая: - А куда же вы олени?
Олени : - Мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.
Ведущая: - Так бегите как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами. С острыми зубами.
• Проходит игра 2 раза.
- Ребята посмотрите на доске белый ватман, представьте себе, что это белый снег Крайнего Севера.
На столе, на бумаге нарисованы северные олени. Вырежьте, пожалуйста каждый своего северного оленя и наклейте на панно Крайнего Севера. И у нас с вами получиться стадо диких северных оленей.
-Ребята, а давайте мы нарисуем для оленихи с олененком ягоды, которыми они любят полакомиться (дети рисуют северные ягоды, по окончании работы рассматривают рисунки и рассказывают про ягоду, ее вкус, пользу).-рассказ 3-4 детей.
Воспитатель: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.
А для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве. Сейчас вы подкрепитесь витамином С, а за одно и поиграем в игру «Клюквоеды» и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщиться, ведь эта ягоду очень кислая!
Занятие завершается шуточной игрой.