Получи документы

Проблемы социализации личности подрастающего поколения

Татьяна Малахова
Проблемы социализации личности подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время Россия переживает необыкновенный в истории период одновременного изменения экономической, политической, социальной систем, сопровождающийся идеологическим распадом и смещением социальных ценностей. Страна находится в состоянии неопределенности и неуверенности в будущем. Общечеловеческие нормы общественного бытия в политике, экономике и социальных отношениях перестали соответствовать современным социальным условиям, а система новых норм складывается с большими трудностями.

Публикация «Проблемы социализации личности подрастающего поколения» размещена в разделах

Подрастающее поколение является наиболее уязвимым для отрицательного влияния в данный период. Духовная жизнь детей, подростков в силу недостаточной сформированности, доверчивости подвергается воздействию различных информационных источников. Этим и объясняется актуальность данной проблемы в настоящее время.

Социализация личности (от лат. socialis - общественный) - формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Изменения системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Современный общественный заказ на развитие системы образования предопределяется целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Социальное развитие (социализация) в ДОУ – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

• трудовых навыков;

• знаний;

• норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые помогают человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Источниками социализации личности являются :

опыт раннего детства - формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);

социальные институты - системы воспитания, обучения и образования;

взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация - не механизм наложения на индивида "готовой социальной формы", а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает "подгонки" новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация - это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе. (Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. М. И. Еникеев. Параграф 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности.).

Приобщение индивида к социальному наследию - это приобщение его к культуре общества. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) - это достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества - качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения относится следующее :

• Гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

• Длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами, что связано прежде всего с изменением статуса детства;

• Проявление новых требований к характериологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;

• Стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

• В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

• - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

• - детский сад (в первую очередь воспитатели);

• - общество (сверстники, друзья).

В пос. Чернянка, в детском саду «Колокольчик» ведётся работа по этой теме с младшего возраста. Содержание психолого- педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Педагоги выполняют задачи психолого- педагогической работы по формированию качеств детей, таких как: интеллектуальных, физических и личностных решаются объединенно в ходе освоения всех образовательных областей совместно с задачами, отражающими особенности каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Воспитатели детского сада решают программные образовательные задачи в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов – как совместной деятельности взрослого и детей, так и в совместной деятельности дошкольников между собой.

Цели и задачи социализации - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Организуются на всех этапах. Так же важно развитие общения и взаимодействия взрослого с ребенком и ребенка со сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В процессе воспитания формируются готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками.

В процессе социализации у ребёнка формируются нормы и правила поведения, эмоциональное реагирование на различные ситуации, способы проявления и переживания различных чувств. У ребенка постепенно формируются представления, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свою деятельность, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывает основные виды социализации ребёнка (естественно-культурный, социально-психологический, социально-культурный и т. д.) и дает начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, организовываются условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребёнок должен стать частью социума.

Для реализации задач социального развития в МБДОУ детский сад «Колокольчик» п. Чернянка созданы следующие условия: оформлены игровые уголки по группам «Уютный диванчик», «Страна неприкосновенности», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «Супермаркет 777», «Парикмахерская», «Лечебница Пилюлькина», регулярно оформляются уголки по формированию социальной компетентности и ОБЖ.

В дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные «Во саду ли, в огороде», «Масленница», «Красна девица», развлечения «За околицей», «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досуги для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», «Кем Я стать хочу», реализующие задачи развития социальной компетентности.

В детском саду ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. В рабочую программу старших и подготовительных групп включен региональный компонент, помогающий знакомить детей с областью, родным поселком. Знакомить с родной страной помогает патриотический уголок, уголок краеведения, в котором собран большой материал о нашей Родине. Формируя представления о России, городе Белгороде, поселке Чернянка педагоги используют разные методы: познавательные беседы «Русские горки», «Путешествие по России», рассказы, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместную празднично – игровую и трудовую деятельность.

Очень важно формировать у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, здесь педагоги используют сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д. Б. Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению” [3]. Ребенок не может участвовать в производственной деятельности взрослых, поэтому у него возникает потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети учатся позитивно разрешать конфликты, находить свою позицию в общении со сверстниками.

Поэтому, перед детским садом стоит задача – целенаправленная социализация личности ребенка, формирование норм поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.

Огромную роль в достижении данной задачи играет семья. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в нем чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, невозможно без помощи родителей. Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Результативное социальное развитие ребенка дошкольного возраста лежит в необходимости содружества детского сада с семьями воспитанников.

Помочь раскрыть перед ребенком окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольным педагогическим коллективом детского сада «Колокольчик» п. Чернянка.

Список используемой литературы

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М. : Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозаика-Синтез, 2015.

Публикации по теме:

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное.

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколенияМузыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» ДОКЛАД Православная культура и воспитание.

Фотоотчет о работе детского сада «Надежда» в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения.Фотоотчет о работе детского сада «Надежда» в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения. Село Большой Карай на реке Хопер основано в 1612 году казаком Григорием Черным. Каждый год в июле месяце мы все вместе отмечаем праздник.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» Консультация для воспитателей на тему "Московский Кремль" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения Здравствуйте уважаемые коллеги. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,.

Понятие личности. Проблемы социализации личности Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.

Проблемы нравственной культуры подрастающего поколения Нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения Роль семьи в воспитании ребенка Как часто мы слышим: «У меня совершенно нет времени на ребенка, на семью…» Порой мы сами это и говорим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы социализации личности подрастающего поколения
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 18:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы социализации личности подрастающего поколения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД