Нина Захарова
Конспект занятия в подготовительной группе «Родословная — старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день) Поздравляю Всех с праздником) Вечно Старым, Юным Новым годом)
Пусть Ваш дом лишь друзья посещают,
Стороною обходят ненастья,
От души я добра Вам желаю,
Долгой жизни, здоровья и счастья)
Предлагаю Вашему вниманию конспект, приуроченный ко году Семьи 2024) Желаю, чтобы семьи рождались, приумножались, процветали и не уменьшались) Данный конспект напомнит давнюю традицию, поможет сохранить память о корнях семьи, будущему поколению, лишний раз напомнит о советах старшего поколения "Помни Имя Своё"
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская народная культура. Конспекты
- Темочки
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Родословная – старинная русская традиция»
Возрастная группа : старший дошкольный возраст.
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавтельное развитие» «Художественно – эстетическое развитие»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально – художественная.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.
• Задачи: Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.
• Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».
Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена, ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
(в скобках даны примерные ответы детей)
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья»)
- Что изображено на рисунке? (ответы детей)
- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)
- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)
- Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)
- Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (нет, они живут в избе)
- Как вы догадались, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть русская печь)
- Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.
- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка)
- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
Воспитатель:
- Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные) Как можно назвать их одним словом? (Семья).
- Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.
- Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?
- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)
- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).
- Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки, дедушка и бабушка)
- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).
- Да в старину старших членов в семье почитали, очень уважали старших, во всём их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передвали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное, он рассказывает им что – то важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всём помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.
Воспитатель:
- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядёт пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)
- А кто такие племянники? (Это братьев и сестёр).
- Как вы думаете, у этой девочки есть родители (да, на этом рисунке в избу входит её отец).
Воспитатель:
- Семьи в старину были многочисленные и дружные, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.
(Проводится хороводная или подвижная игра)
Воспитатель:
- Обычай – это то, что принять делать обычно, по привычке каждый день.
Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией.
- Давайте ещё раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).
- Как обращались друг другу в семье? Как ласково, уважительно называли, маму, отца, других членов семьи? (Матушка,батюшка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка).
Воспитатель:
- Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.
- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.
Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих родных, истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.
- Давйте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи ( Дети предлагают и обсуждают: дедушка - Пётр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовём Иваном Ивановичем, а мать – Екатериной Алексеевной, дядю – Михаилом, сыновей – Дмитрием, Данилой,Ильёй, дочь – Софией, а маленькую племянницу – Аннущкой.
Воспитатель:
- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идёт речь использовали отчества и прозвища. Например, Иван – сын Петра (Петров сын, внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появилась фамилии.
Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок, и фамилия у них произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так и появилась род Кузнецовых.
- А родословная идёт от бабушки и дедушки, потому что они самые старшие члены семьи.
Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи.
Подготовила воспитатель :Захарова Н. В.
ГБДОУ 11 Выборгского района г. Санкт - Петербурга