Альфира Евграфова
Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.
Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.
План собрания :
1. Выступление воспитателя.
Публикация «Родительское собрание „Здоровьесберегающие технологии в детском саду“, Старшая группа» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Отчет о летней оздоровительной работе с детьми летом.
3. Практикум по здоровосберегающим технологиям.
Ход собрания.
1. Выступление воспитателя.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое и др.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ :
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
• направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
• комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
• созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДУУ;
• формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
• отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
• различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
• комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
• физкультурных занятий всех типов;
• оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики :
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК;
3. Взаимодействие ДУУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
4. Конечные результаты:
• формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
• внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
• формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
• обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
• улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
• Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
• Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики при утомлении);
• Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно в соответствии с возрастом детей);
• Релаксация (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка, звуки природы);
• Гимнастика пальчиковая (рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами);
• Гимнастика для глаз (проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки);
• Гимнастика дыхательная (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
• Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна);
• Гимнастика ортопедическая (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендована детям с плоскостопием);
• Стретчинг (упражнения на растягивание, рекомендован детям со среднего возраста с вялой осанкой и плоскостопием) ;
• Гимнастика утренняя (ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах);
• Комплексное закаливание ( с младшего дошкольного возраста : обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры, ходьба по ребристой поверхности)
• Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста);
• Кислородный коктейль (принимается в течение 2 недель один раз в месяц).
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду
• Закон «Об образовании»
• Концепция дошкольного воспитания от 16.06.89 №7/1
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10
• Устав образовательного учреждения
Приказ Минздрава России от 30.06.09 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1. Луковый напиток
2. Лук, чеснок
3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
• Рациональную неперегревающую одежду детей
• Соблюдение режима прогулок во все времена года
• Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
•
• Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00.
2. Отчет о летней оздоровительной работе с детьми летом.
В летний период дети большую часть времени проводили на воздухе, начиная с утреннего приема и гимнастики. Все виды деятельности были организованы на улице (беседы, игры, эстафеты).
Были созданы все возможные условия для двигательной активности детей. На участок выносили, игрушки для игр с водой и песком, спортивный игрушки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Ежедневно дети принимали солнечные и воздушные ванны.
Два раза в неделю проводились подвижные занятия музыкальное и организован кружок мини-футбола.
Ежедневно проводили беседы о здоровье, такие как «Как сохранить свое здоровье?», «Витамины укрепляют организм», «Как сберечь здоровье?», «Движение-это жизнь» и др. один раз (два) в неделю проводили беседы о жизнедеятельности и безопасности.
Сон с доступом воздуха, после сна гимнастика, самомассаж стоп, обширное умывание.
Дети самостоятельно следили за чистотой своего тела (без напоминания мыли руки, лицо перед едой с мылом, опрятностью одежды, прически. Ежедневно в рационе детей присутствовали овощи, фрукты, соки, что способствует укреплению иммунитета.
Дети принимали активное участие в работе на огороде и в цветнике.
К сожалению, по разным причинам, проводили мало прогулок и экскурсий за пределы д/сада.
Но зато прочитали много литературы познавательного характера, выучили много стихотворений.
Проводили работу с родителями по пропаганде здорового образа жизни, закаливание и оздоравливанию детей.
В итоге дети физически окрепли, научились несложным приемам оказания себе элементарной помощи, знают правила личной гигиены. У детей повысилась умственная и физическая работоспособность.
3. Практикум по здоровосберегающим технологиям.
Изучив несколько здоровосберегающих технологий, я остановилась на оздоровительной технологии Э. С. Аветисова «Гимнастика для глаз». Технология направлена на предотвращение нарастающего утомления, а также для укрепления глазных мышц. Введение этой технологии обусловлено тем, что именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в результате обрушившейся на него информации. Сохранить зрение, научить ребенка правильно им пользоваться – важнейшая задача педагогов и родителей. Для успешной реализации этой технологии я включаю ее в занятия, различные виды гимнастик, физкультминутки, динамические паузы и т. д.
«Часики»
-Во вторник ходят часики глаза,
-Водят взгляд туда-сюда,
-Ходят влево, ходят вправо,
-Не устанут никогда.
Помимо этой технологии я использую в работе дыхательную гимнастику по А. Н. Стрельниковой, от которой во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость. Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на весь организм ребенка. Гимнастикой по Стрельниковой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.
«Ладошки».
И. П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
Пальчиковую гимнастику, так как практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В группе мною разработана картотека гимнастик по технологии Э. С. Аветисова, дыхательная гимнастика в стихах, пальчиковая гимнастика и др
Итог собрания.
Мы рассказали вам сегодня много интересного. Надеемся, что информация окажется для вас полезной и, что данные нами рекомендации будут использоваться дома.
И в завершении работы нашего круглого стола мне бы хотелось напомнить, о том, что любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи! Благодарим за внимание!