Людмила Афонина
Развитие у детей представлений о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии. Сюжетно - ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, является важным средством воспитания. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Публикация «Развитие у детей представлений о профессиях взрослых посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий. Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, но, если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
Очень часто дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама - экономист. Что делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».
Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки. Бывают заметны некоторые отличия, которые нельзя считать абсолютными. Так, девочки с большим удовольствием исполняют роли воспитателя, учителя, продавца, повара, врача, портнихи. Мальчики охотно берут на себя роль водителя, полицейского, пилота, строителя… Однако преобладание подобного направленного интереса не означает, что, допустим, девочки не играют в мальчишечьи игры и наоборот.
В рамках муниципального проекта «Формирование у детей 3-7 лет представлений о мире профессий» всего 19 направлений:
1. Медицина
2. Пищевая промышленность
3. Сельское хозяйство
4. Лесное хозяйство
5. Строительство и архитектура
6. Транспорт
7. Радиотехника и связь
8. Торговля и общественное питание
9. Информационно-вычислительное обслуживание
10. Геология, геодезия, гидрометеорология
11. Жилищно-коммунальное хозяйство
12. Бытовое обслуживание населения, предоставление юридических услуг
13. Образование и спорт
14. Культура и искусство
15. Машиностроение, машиноведение, приборостроение
16. Электротехника и энергетика
17. Легкая промышленность
18. Военные и правоохранительные профессии
19. Туристический бизнес
Начиная со II младшей группы, дети в игре повторяют действия людей разных специальностей: например, медицина - врач терапевт лечит людей, измеряет температуру, делает укол.
Ветеринар занимается лечением животных, делает перевязки и уколы. Фармацевт - работает в аптеке, продает лекарства по рецепту и без него, консультирует посетителя. Пищевая промышленность - пекарь выкладывает тесто в формы, выпекает хлеб и булочки в духовом шкафу и т. д. Дети младшей группы, согласно проф. минимуму, должны освоить 21профессию.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом. Например, область медицина: врач-стоматолог осматривает полость рта, консультирует пациента по уходу за зубами; врач-педиатр назначает лечение, выписывает рецепт, оказывает первую медицинскую помощь; слушает фонендоскопом людей, делает уколы, перевязывает раны, делает операции; врач-терапевт измеряет температуру, делает укол, осматривает горло; врач-ветеринар занимается лечением животных, делает перевязки и уколы, обрабатывает раны йодом; фармацевт – работает в аптеке, изготавливает некоторые лекарства, продает лекарства по рецепту и без него, консультирует посетителя, измеряет давление людям. В среднем возрасте добавляются такие игры, как: художник, кинолог, воспитатель, портной, архитектор, инженер с/х. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки. В средней группе, согласно проф. минимуму, дети должны освоить 29 профессий.
В старшей группе появляются такие сюжетно-ролевые игры, как мелиоратор- изучает качество почвы, определяет ее пригодность для выращивания растений, проектирует и создает системы орошения или осушения почвы; актер - выступает на сцене, поет, танцует, играет роль, гримируется; художник-модельер - создает модели одежды, воплощает эскизы в реальность, разрабатывает новые виды одежды, организует показы мод; туроператор - планирует популярные и редкие маршрутные пути, составляет программы, подсчитывает затраты на поездку для клиента подбирает оптимальный по цене и качеству гостиничный номер, бронирует авиабилеты на дату отдыха. В старшей группе, согласно проф. минимуму, дети должны освоить 60 профессий.
И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд взрослых людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг и т. д. В подготовительной группе, согласно проф. минимуму, дети должны освоить 68 профессий.
Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что ребята, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации. Приведем пример организации сюжетно-ролевой игры с ориентиром на старший дошкольный возраст.
Этот процесс условно можно представить, как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
получения сведений о профессиях от родителей;
воспитателей детского сада;
от сверстников и детей более старшего возраста;
из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);
приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).
Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы — это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел «Поликлиника», «Аптека», если семья ждёт прихода гостей «Новоселье», хочет поехать отдохнуть в тёплые края «Туристическое агентство», куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль «Автосервис» и т. д.
Следующий этап работы воспитателя с детьми — это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным, чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.
Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники старшей и подготовительной групп уже многое могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки — перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию.
Ключевой этап – это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.
Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).
На наш взгляд очень важна предметно-развивающая среда в группе, так как она способствует накоплению игрового опыта, развитию самостоятельной игровой деятельности.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в нашей группе хранятся в отдельных контейнерах (коробках). Каждый контейнер промаркирован – с лицевой стороны обозначен символ той или иной игры. Информацию о профессиях мы преподносим во время бесед, чтения, обсуждения, рассматривания картинок, трудовой деятельности, дидактических, подвижных, музыкальных игр. Например, при ознакомлении детей с профессией врача, мы изготовили: Д/и «Что нужно для работы врачу», карточки – алгоритмы «Оказание первой помощи», картотека загадок «На приеме у врача». Д/и «Полезно – вредно» (набор карточек с изображение полезных и вредных для зубов продуктов). Рентгеновские снимки, амбулаторные карты, талоны на прием к врачу, терминал электронной записи.
Для формирования у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью мы используем костюмы и атрибуты.
В центре театрализованной деятельности: атрибуты для разыгрывания сказок, пальчиковый и настольный театр, куклы бибабо, фигуры, игрушки персонажей сказок, предметы декораций (деревья, домики, машинки). В Центре ряжения: разнообразные предметы одежды (головные уборы, юбки, платки). В Центре ПДД: набор полицейского (жезл, накидка) и т. д. В Центре сюжетно-ролевых игр присутствует разнообразный строительный материал, ширмы, что является универсальным вариантом предметов-заместителей.
Содержание центров постоянно пополняется по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.
Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжаться при понижении интереса ребят.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в большей части сюжетно – ролевую игру.