Татьяна Штаева
Развитие речевой активности дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Нюша в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения:
Музыкальный зал
Количество детей :
15 детей
Программное содержание:
-формировать у детей умение замечать в тексте некоторые выразительные средства языка, понимать значение слов, словосочетаний, предъявляемых в контексте;
-активизировать словарь на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы обычного окружения ребенка;
Публикация «Развитие речевой активности дошкольников, Конспект интегрированного занятия в средней группе „Нюша в гостях у детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-способствовать развитию выразительности речи, побуждая детей к употреблению образных средств языка : гипербол, антонимов, синонимов и некоторых фразеологизмов;
-развивать мышление; воображение, коммуникативные навыки у детей;
-воспитывать интерес к языковому богатству, используя литературные произведения разных жанров, нравственные качества детей.
Словарная работа: гумно; хваста; коряга; мастерица на все руки; не хвастай боле; потрепала; овес; мять.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, где изображено «гумно», рассматривание на прогулке коряг, разучивание подвижной игры «Заяц-Хваста», чтение литературных произведений с выделением незнакомых слов, образных выражений и фразеологизмов; рассматривание и чтение журналов по мультфильму «Смешарики» с разъяснением фразеологизма «Друзья не разлей вода», чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка» с разъяснением фразеологизма «Встает ни свет, ни заря».
Оборудование:
Мультимедийные средства обучения; костюм смешарика Нюши; шапочка зайчика; картинки для игры «Скажи наоборот»; большая книга.
Ход:
(Дети входят в музыкальный зал с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся на стульчики)
Я только что разговаривала по телефону и узнала, что к нам должен придти еще один гость, но что- то он запаздывает. А музыка поможет нам угадать кто наш гость.
(включить музыку Смешариков)
Дети: Смешарики.
Воспитатель:Правильно, герой вашего любимого мультфильма – Смешарик. Посмотрите на экран. Как зовут этого персонажа?
Дети: Нюша.
(Входитпод музыку Смешариков Нюша).
Нюша : Здравствуйте! Вы любите сказки?
Дети: Да.
Нюша : Я пришла из Сказкограда. Ребята, а вы знаете, что такое Сказкоград?
Дети: Сказочный город.
Воспитатель: Правильно. От слов «сказка» и «град», т. е. город- значит сказочный город.
Нюша : Я пришла к вам не с пустыми руками, угадайте что я принесла для вас?
(загадка про книгу)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
Дети: Книга.
Нюша :А вам читают книги?
Дети: Да.
Нюша : А что вам читают?
Дети: Сказки, рассказы, стихотворения, загадки, считалки, потешки.
Нюша : Я тоже очень люблю сказки, принесла вам книгу, вот только читать пока не умею, давайте попросим Анну Васильевну, чтобы она нам прочитала а мы послушаем.
(Нюша присаживается на стульчик рядом с детьми)
Воспитатель: Хорошо, почитаем русскую народную сказку «Заяц – Хваста». Слушайте внимательно, в этой сказке есть необычные интересные слова. Некоторые такие необычные слова вы уже слышали. Итак, начинаем…
(Чтение произведения)
Воспитатель: Давайте вспомним, какое литературное произведение я вам прочитала: рассказ, сказку, стихотворение?
Дети: Сказку.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это сказка?
Дети: Потому что в сказках звери разговаривают как люди, начинается сказка: жили-были…
Воспитатель: Какие интересные необычные слова вы услышали в этой сказке?
Дети: Коряга, гумно, хваста, боле, потрепала.
Воспитатель: Почему про такие слова мы говорим, что они необычные?
Дети: Потому что их редко употребляют в речи.
Воспитатель: Помните, мы на картинке рассматривали гумно, что такое гумно?
Дети: Помещение для хранения зерна.
Воспитатель: Что такое коряга?
Дети: Кривые изогнутые ветки или бревна.
Нюша : Я вот слышала, в сказке ворона сказала зайцу: «Не хвастай боле». Что это значит?
Дети: Больше не хвастай.
Воспитатель: Как он хвастался?
Дети: Не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, а лапищи…
Нюша : Как же это получается. Если у меня хвост, то у этого зайца….?
Дети: Хвостище.
Воспитатель: Эмиль, повтори…хвостище
Нюша : Если у нас глаза, то у зайца…
Дети: Глазищи.
Воспитатель: Маша, повтори.
Нюша : Если у нас зубы, то у зайца …
Дети: Зубищи.
Нюша : Если у нас нос, то у зайца…
Дети: Носище.
Воспитатель: Полина, повтори…
Нюша : Что же заяц был великан?
Дети: Нет, он хвастался, хвалился, хотел, чтобы у него все было большое.
Воспитатель: Да, и тех, кто хвастается, хвалится, преувеличивает, называют как и зайца. Как?
Дети: Хваста.
(Подвижная игра)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Заяц – хваста» - отдохнем немного. Вставайте в круг.
(Воспитатель и дети начинают перекличку) :
- Заяц – хваста, где ты был?
- На гумно ходил.
- Что брал?
- Овес.
- Куда клал?
- Под корягу.
- Чуп.
(Воспитатель надевает полумаску зайца тому, на кого попало слово «чуп», и он догоняет детей, а они разбегаются врассыпную на стульчики).
Нюша : Как хорошо вы играете. Я вот тоже хотела поиграть с Ёжиком и Крошем в интересную игру : «Скажи наоборот», но когда торопилась к вам, бежала, упала, и половина картинки перепутались. Как же теперь мы будем играть с Крошем и Ёжиком? Помогите мне, ребята, пожалуйста, разобрать картинки.
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, поможем Нюше. Вставайте так, чтобы всем было видно.
(Нюша называет и показывает картинку. Например, в деревне дома низкие, а в городе…каждый ребенок смотрит свою картинку, определяет у кого пара и называет и называет…в городе. высокие.)
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики.
Нюша : Ой, спасибо, ребятки, что помогли мне разобрать картинки, вы меня просто спасли!
Воспитатель: Ребята, а ведь наш заяц в сказке тоже кого-то спас. Кого он спас?
Дети: Ворону.
Воспитатель: Как заяц спас ворону?
Дети: Когда заяц увидел, что собаки мнут ворону, то он выскочил на горочку и сел. Собаки увидели его, бросили ворону и помчались за зайцем.
Воспитатель: Да, заяц, конечно, хвастал – это нехорошо, но и хорошее он сделал, спас ворону.
Воспитатель: Как ворона его похвалила за это?
Дети: Ты молодец, не хваста, а храбрец!
Воспитатель: Сказка называется «Заяц-хваста».А можно как-то по другому назвать эту сказку? Придумайте свое название.
Дети: Смелый заяц, храбрый заяц, заяц защитник, заяц спаситель и т. д.
Воспитатель: Как много названий вы придумали и все они означают, что заяц поступил правильно. Что было бы, если бы заяц испугался собак?
Дети: Собаки разорвали бы ворону.
Нюша : Нет, сказке не нужен такой нехороший конец. Лучше придумать другой веселый конец сказки.
(Дидактическое упражнение «Закончи фразу»)
Воспитатель: Ребята, представьте, что наша Нюша попала в эту сказку и спасла ворону. Тогда могло бы быть все по- другому. Я хочу вам предложить несколько вариантов. Я начну, а вы закончите.
1. Нюша увидела, что собаки мнут ворону, тогда она взяла не маленький-маленький бумажный самолетик, а….
Дети: Большой- пребольшой (выделить интонацией)
Воспитатель: И пустила в небо не низко-низко. А куда?
Дети: Высоко- высоко.
Воспитатель: Богдан, повтори, скажи, Айдар.
Воспитатель: И что произошло дальше?
Дети: Собаки в это время загляделись бы на бумажный самолет, а ворона улетела бы, Нюша убежала.
Воспитатель: Милана, повтори фразу…
2. Воспитатель: Нюша вышла бы к собакам не в своем праздничном нарядном розовом платье, как принцесса прекрасная, красивая, а как Баба- Яга…
Дети: Страшная, ужасная, безобразная.
Воспитатель: И что было бы дальше?
Дети: Собаки испугались и убежали.
3. Воспитатель: А может быть, Нюша испекла бы вкусный мясной пирог, дала покушать собачкам, помыла их, причесала, И что было бы дальше, как ты думаешь, Амалия?
Амалия: Собачки обрадовались и не стали мять ворону и Нюшу.
Воспитатель: Ну, что, Нюша, какой конец сказки тебе больше всего нравится?
Нюша : Последний, конечно.
Воспитатель: Почему?
Нюша : Потому что я там «Мастерица на все руки»
Воспитатель: Ребята, а что значит «Мастерица на все руки»
Дети: Значит, очень умелая, все умеет делать.
Нюша : Ой, ребята, я и раньше слышала много разных красивых фраз, но не знала, что они означают. Может быть, вы знаете?
Про Ежика и Кроша все время говорят: «Друзья, не разлей вода». А что это значит?
Дети: Значит, что очень дружные, не ссорятся никогда.
Нюша : А что значит «Я сегодня встала ни свет, ни заря»
Дети: Значит, очень рано проснулась.
Нюша : Молодцы, ребята, теперь я знаю, что значат эти фразы.
Воспитатель: Какими словами обычно заканчиваются сказки?
Дети: Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.
Воспитатель: А еще говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Потому что каждая сказка нас учит чему-либо. Чему научила нас наша сегодняшняя сказка?
Дети: Не хвастаться, быть смелыми, замечать красивые интересные слова.
Воспитатель: Какие интересные слова вы запомнили?
(Дети перечисляют.)
Воспитатель: Вот и нашей сказочке конец! С гостями и Нюшей пора нам прощаться и снова в группу возвращаться!
Нюша : До свидания!
Дети:До свидания!
(Дети и воспитатель возвращаются в группу)