Елена Харченко
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Ранняя весна» (с использованием схем …)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о ранней весне в природе, пополнение уточнения и
активизация словарного запаса; обучение составлению предложений по
простым сюжетным картинкам, объединенные их в рассказ с опорой на
схему – план; продолжать учить детей делать звуковой анализ слова ЛУЧИ.
Словарь: солнцепек, проталины, подснежник, ручей, почки.
Оборудование: план-схема рассказа; стихотворение «Весна» Г. Ладонщиковой; простые сюжетные картинки; мелки для рисования.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
От сосулек – звон, звон!
Просыпайся- клен, клен! Хлопают в ладоши
Растопился снег, снег потирают ладоши
Ручейки в бег, в бег взмахи руками
Гром шагает топ-топ-топ!
Почки слышно хлоп-хлоп!
2. Игра «Времена года»
«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспит. Почему вы так думаете?
Дети:
3. Воспит. Правильно, ребята сегодня мы с вами поговорим о весне :
Давайте вспомним стихотворение «Весна» кто его расскажет?
А в помощь мы поставим схему-план к этому стихотворению.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня!
Солнце землю согревает,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И уходит слезы льет.
4. Воспит. О каких приметах весны говорится в этом стихотворении?
Дети:
Воспит: - Сколько месяцев гостит у нас весна?
- Кто назовет весенние месяцы?
- Каким месяцем весна начинается, заканчивается?
- Какой месяц наступит за мартом?
- Какой месяц идет сейчас?
- Какая весна «ранняя» или «поздняя»?
- Почему вы думаете, что сейчас ранняя весна?
- Назовите приметы ранней весны.
- Как вы думаете с чего начинается весна в природе?
- Подберите слова – определения к слову «Весна».
- Какие красивые слова можно сказать о весне, какая она?
Дети: (ранняя, теплая, солнечная, веселая, долгожданная, красная).
Воспит. Кто еще вместе с людьми радуется приходу весны?
Дети: Птицы
Воспит. Как они выражают свою радость?
Дети: Весело чирикают.
Воспит. Какое настроение определим по человечкам. (радость, уныние, печаль)
5. Составление предложений по простым сюжетным картинкам:
«Солнце» - (солнце пригревает сильнее);
«Проталинки» - (
Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки, на снегу… (проталинки)
Что такое проталинки? (на солнцепеке появляются первые проталины);
«Ручейки» - (побежали звонкие ручейки);
«Деревья» - (на деревьях набухают почки);
«Подснежник» -
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется… (подснежник);
Почему этот цветок получил название такое?
Какое слово родственник? (снег) из под снега выглядывают первые подснежники.
«Ветка, воробей» - (воробьи весело чирикают на ветке)
Сколько слов в этом предложении?
6. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: «Веснянка»
(координация речи с движениями)
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко! По кругу взявшись за руки
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей. Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей. Летят по кругу.
Цветочки подрастают. Встают на цыпочки.
А сугробы тают, тают. Медленно приседают.
Кап-кап-кап звенит капель
Приближается апрель. Подушечками пальцев по полу.
7. На доске план-схема
Воспит. Ребята, а сейчас давайте расскажем о ранней весне все, что мы знаем.
Чтобы рассказ был последовательным будем рассказывать по этому плану.
(рассказ 2-3 человек)
Примерный рассказ:
Наступила ранняя весна. Весной ярко светит солнце и пригревает землю. От солнечных лучей начинает таять снег и появляются первые проталины. Расцвели первые подснежники. Деревья стоят голые, но на ветках уже набухли почки. Люди стали одеваться по весеннему, они надели куртки, легкие пальто. В лесу проснулся медведь, белка и зайчата меняют шубки. С юга возвращаются птицы.
Звуковой анализ слова Лучи
Лу-чи (2 слога)
Л - согл. тв.
У – гл.
Ч – согл. мягк. И – гл.
8. Упражнение на развитие сенсомоторики:
(на листе бумаги мелками нарисовать одновременно правой и левой руками «мимозу».
С помощью рисунков ответить на вопросы:
- Какое время года сейчас?
- Какое время до весны?
- Наступит за весной?
Назвать времена года по порядку.
Итог занятия. Анализ.