Евгения Мелещенко
Проект «Зарождение жизни на Земле. Эволюция»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: дети 6-7 лет уже способны анализировать эффективность источников информации. Видя разнообразие форм живой и неживой природы, у детей возникли вопросы нового уровня: «Как появилась планета Земля», «Откуда появились моря и океаны, горы и равнины?», «Кто на Земле появился первым?», «Почему вымерли динозавры?», «Какие растения и животные обитали на нашей планете, когда еще не было людей?» и др. Ответы на такие сложные вопросы было предложено найти путем сбора и анализа информации в научной литературе, путем проведения экспериментов.
Публикация «Проект „Зарождение жизни на Земле, Эволюция“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Постановка проблемы: недостаточный объем знаний детей о зарождении и развитии жизни на Земле.
Цель проекта : формирование у детей представлений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Задачи проекта :
1. Способствовать расширению представлений детей о внешнем строении земного шара, о появлении жизни на планете, о состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении воды, возникновении и развитии первых живых существ, о науке палеонтология.
2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственные суждения, предположения, доказывать свои мысли, делать соответствующие выводы. Пополнить словарный запас.
3. Развитие познавательных способностей; творческого воображения; творческого мышления; коммуникативных навыков.
4. Способствовать воспитанию интереса к поиску новой информации, умения договоренности, оказывать помощь друг другу.
Ожидаемые результаты:
Дети: расширение представлений о появлении жизни на Земле, о разнообразии вымерших форм животных и растений; развитие мыслительных операций; проявление самостоятельности, инициативы в поиске нужной информации и в проведении экспериментов.
Родители: развитие интереса к образовательному процессу, желания участвовать в нем.
Педагог: удовлетворение от проделанной работы и результатов проекта.
Вид проекта : исследовательско-творческий;
По продолжительности выполнения проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Условия реализации проекта :
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Реализация проекта проходила через совместную деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
Этапы проведения проекта :
1. Мотивационный этап.
2. Проблемно-деятельностный этап.
3. Творческий этап.
Схема реализации проекта
Содержание и формы работы
1. Мотивационный этап.
Проблемная ситуация: «Мы хотим узнать, как появилась жизнь на Земле? Какие животные и растения обитали на планете миллиарды лет назад. Почему они вымерли?
Обсуждение вариантов оформления продукта проекта, определение форм работы, источников получения информации.
Сбор необходимого материала для исследований,
Оформление папки для родителей «Как возникла планета Земля», «Как люди представляли Землю в древности»; «Вулкан в домашних условиях»
Создание условий для самостоятельной деятельности
Оформление стенда в группе для познавательного развития детей.
Внесение модели глобуса, познавательной литературы, дидактический материал «Окружающий мир. Животный мир Австралии»,
«Животные Африки», «Мир в картинках. Арктика и Антарктика», «Животные жарких стран», «Животные Северной Америки»; Наглядно дидактические карточки «Птицы»
Внесение в уголок экспериментирования необходимых материалов для проведения опытов.
Создать и внести в уголок чтения сборник стихов про динозавров.
Оформление выставки различных энциклопедий.
Внесение в уголок изодеятельности раскраски для самостоятельного творчества «Такие разные динозавры».
Внести коллекцию игрушек динозавров.
2. Проблемно-деятельностный этап.
Раздел 1. «Рисунок» Земли.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы: «Сделай вместе», «Помоги другу».
Речевое развитие:
- Чтение «Большая энциклопедия дошкольника» Перевод с англ. Е. А. Доронина, 2012, «Детская энциклопедия», «Тайны живой природы» Рик Моррис, «Атлас живого мира» Е. Павлова
Познавательное развитие:
- Рассматривание модели глобуса, наглядного дидактического материала (папки) : иллюстраций.
- Познавательные беседы:
«Знакомство с глобусом. О современном внешнем строении земного шара».
«Как возникла Земля?»
«Как люди представляли Землю в древности»
- Дидактические игры «Найди и назови материки», «Обитатели континентов».
- Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта» : «Наша планета Земля»; «Как жизнь завоевала Землю».
- Занимательные опыты: «Вулкан в песочнице», «Как появились моря и океаны?», «Как появились острова и материки?», «Образование рек и озер».
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация из мятой фактурной бумаги бумагопластика «Тихо ночь ложится на вершины вулканов».
- Рисование «Извержение вулкана».
- Лепка «Вулкан».
- Создание макета «Горная Земля».
Раздел 2. В океанских глубинах. Жизнь на суше.
Речевое развитие:
- Чтение энциклопедий «Самая первая энциклопедия. Динозавры» И. Травина, «Детская энциклопедия о динозаврах» Л. Камбурнак.
- Рассматривание иллюстраций энциклопедий, книги с 3-Д рисунками насекомых.
Познавательное развитие:
- Познавательные беседы: «Кто такие микроорганизмы?», «Первые живые существа», «Первые рыбы», «Земноводные», «Первые рептилии».
- Занимательные опыты с плесенью: «Живые комочки», «Растущие малютки», «Заплесневелый хлеб».
- Проблемная ситуация: «Как приспосабливались простейшие организмы к условиям жизни?».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «В далёком морском прошлом».
Физическое развитие:
Физкультминутка «Капитан Краб. Делай так!»
Раздел 3. Мир динозавров. Палеонтологические исследования.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк динозавров».
Речевое развитие:
- Чтение энциклопедий.
- Чтение стихов о динозаврах: А. Сметанин «Почему исчезли динозавры?»; Е. Аэрова «Мы собрали рюкзаки…»; В. Пахомов «Данька любит динозавров»; И. Карде «Попросил динозавр динозавриху»; А. Монт «У мамы-динозаврихи» и т. д.
- Рассматривание изображений динозавров на картинках и книги с 3-Д рисунками динозавров, скелетов динозавров.
- Сочинили сказку: «Путешествие динозаврика».
- Составление описательных рассказов о динозаврах.
Познавательное развитие:
- Познавательные беседы о динозаврах: их внешний вид, образ жизни, питание, их разнообразие на суше, в воде и воздухе «Травоядные динозавры», «Плотоядные динозавры», «Детёныши динозавров», «Морские ящеры», «Летающие ящеры», «Почему вымерли динозавры. Гибель динозавров» и т. п.
- Беседы о науке палеонтологии, ученых-палеонтологах «Окаменелости динозавров», «Как образуются окаменелости», «Кто такой палеонтолог?».
- Занимательные опыты: «Выращиваем динозавра»,
«Почему исчезли панцирные рыбы?», «Почему динозавры были такими большими?».
- Игры с фигурками динозавров.
Дидактические, настольные игры: «Собери динозавра», «Опиши динозавра», «Собери пазлы».
-Просмотр мультфильмов и фильмов о динозаврах, например: «Динотопия», «Баллада о Большом Але» и «Прогулки с динозаврами» производства BBC; «В палеонтологическом музее»;
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка «Такие разные динозавры»
- Нетрадиционная техника рисование ладошками «Мой сказочный динозаврик»
- Нетрадиционная техника «Граттаж» рисование «Древний мир»
- Нетрадиционная техника аппликация из макарон «Скелет динозавра»
На прогулке: «Скелет динозавра из сосулек»
- Оформление макетов: «Эпоха динозавров».
Физическое развитие:
-Подвижная игра «Хищники и травоядные», «Раз, два, три динозавра покажи», «Прыжки динозавриков», «Достань до пальмы мячом».
- Игра малой подвижности «Найди динозавра»
- Физминутки «Динозаврики»
- Гимнастика после сна: «Динозаврики проснулись».
3. Творческий этап
Выставка детских работ.
Оформление работ художественно-эстетической области.
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое Земли».
Результаты проекта :
Сформировано знание о том, как, где зародилась и развивалась жизнь на Земле.
Дети имеют представление о внешнем строении земного шара, (называют материки и океаны).
Дети научились высказывать собственные суждения, предположения, доказывать свои мысли, делать соответствующие выводы.
Проявляют интерес к экспериментальной деятельности.
Дети активно взаимодействуют с родителями в поиске информации по данной теме.
Дети создают макеты, поделки, рисунки по теме «Зарождение жизни на Земле».
Родители с интересом отнеслись к образовательному процессу и желанием участвовать в нём.