Каландарова Елена Юрьевна
Проект «Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект кружка дополнительного образования по математике "Знайка"
Название проекта: «Мини-музей математики».
Автор проекта: Каландарова Елена Юрьевна, воспитатель, высшей
квалификационной категории
Место выполнения работы: МБДОУ детский сад №30 г. Ельца «Ромашка».
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность проекта: с сентября по май (учебный год)
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-8 лет, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Развитие памяти, внимания, логического мышления средствами музейной педагогики“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Память. Развитие памяти у детей
- Проекты
- Темочки
Проблема, решаемая при реализации проекта: создание условий, сред и ситуаций, содействующих развитию логико – математических способностей у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы, создание экспонатов для мини-музея математики.
Цель проекта:создать условий для логико-математического развития дошкольников посредством музейной педагогики; повысить интерес к созданию мини-музея математики.
Задачи проекта: развивать внимание, память, логическое мышление, знакомить дошкольников с великими математиками разных времен, создавать экспонаты для мини-музея собственными силами и с помощью родителей, воспитывать патриотические чувства дошкольников; развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;развивать стремление к творческому процессу познания.
Методы и формы работы:
- словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
- наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
- практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);
- иллюстративно-объяснительный;
- проблемный;
- эвристический;
- исследовательский;
- индуктивный (от частного к общему);
- дедуктивный (от общего к частному).
- работа под руководством педагога,
- самостоятельная работа детей;
- виртуальные экскурсии.
Актуальность проекта: И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. В этом нам помогает дополнительные занятия кружка естественнонаучного направления «Знайка».Задача нашего проекта развивать детей играя, мотивируя получать необходимые знания и полученные навыки применять для создания экспонатов мини- музея математики. Каждый ребенок, усвоив тему, подводит итог, активно участвуя в пополнении коллекции мини-музея. Этот вариант представляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для образовательной деятельности.
Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Учение должно быть радостным, интересным, наполненным увлекательными заданиями и презентациями, интерактивными играми, что способствует стойкому интересу детей к математическому развитию и познанию.
Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Мини-музей математики».
Ожидаемые результаты: создание условий для логико-математического развития дошкольников посредством музейной педагогики; повышение интереса к созданию мини-музея математики; развитие внимания, памяти, логического мышления, знакомство дошкольников с великими математиками разных времен, создание экспонатов для мини-музея собственными силами и с помощью родителей, воспитание патриотических чувств дошкольников; развитие мотивации к решению познавательных, творческих задач; формирование и развитие простейших логических структур мышления и математических представлений; развитие стремления к творческому процессу познания.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
- постановка цели и задач проекта;
- подбор литературы и интернет ресурсов;
- составление плана проекта;
- анкетирование родителей по теме «Роль музея в патриотическом воспитании ребенка»;
- мониторинг знаний детей по патриотическому воспитанию;
- планирование занятий кружка «Знайка» по реализации проекта;
- создание условий для реализации проекта;
- привлечение родителей для сбора и создания экспонатов для мини-музея математики;
- подготовка наглядных материалов, создание интерактивных игр, презентаций.
2 этап - основной
Перспективный план реализации проекта
Сентябрь
1. Познакомить детей с работой кружка, рассказать о проекте «Мини-музей математики». Просмотр презентации «Великие математики».
Проверить уровень подготовленности детей.
Итог: Подготовить детей к созданию мини-музея математики.
2. Познакомить детей с великим математиком Леонардо Пизанским (ввёл в европейскую математику привычные нам арабские цифры, а также не менее привычную десятичную систему исчисления). Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10 и обратно. Продолжать учить детей работать с интерактивной доской. Закреплять умение работать с прописями.
Итог: Портрет Леонардо Пизанского. Раздаточный материал «Цифры от 0 до 10»
3. Познакомить детей с компасом В. Н. Андрианова. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», составлять простейшие схемы самостоятельно и с помощью воспитателя. Презентация «История создания компаса».
Итог: Портрет В. Н. Андрианова. Пополнить музей компасом.
Октябрь
1. Познакомить детей с работой Джорджа Кюизенера. Просмотр презентации «Палочки Кюизенера». Закреплять умение считать и играть с помощью набора "Палочки Кюизенера", работать в прописях и тетрадях. Познакомить детей с многозначными числами. Учить считать в пределах от 0 до 20. Продолжать учить решению примеров со знаками + и -.
Итог: Портрет Джорджа Кюизенера. Наборы «Палочки Кюизенера».
2. Познакомить детей с математиком Томасом Гарриотом (впервые ввел знаки «Больше» и «Меньше»).Продолжать знакомить со знаками сравнения <,>, =. Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 30. Упражнять в составлении числа из 2-х меньших. Закрепить умения сравнивать разные группы предметов. Упражнять в заполнении "числовых домиков". Продолжать учить детей работать в прописях и тетрадях.
Итог: Портрет Томаса Гарриота. Раздаточный материал «Знаки сравнения»
3. Презентация «История чисел». Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 40. Учить решать арифметические задачи с многозначными числами, устанавливать равенства между двумя группами предметов, закреплять умение считать и ставить знаки <, >, =. Закреплять умение аккуратно работать в прописях и тетрадях.
Итог:Набор римских цифр.
4. Презентация «Математические знаки». Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Учить счету десятками до 50. Развивать умение считать и называть числа на единицу и две единицы больше и меньше заданного числа. Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, счет и игры с помощью набора "Палочки Кюизенера". Продолжать работать в тетради и прописи.
Итог: Наборы математических знаков.
Ноябрь
1. Презентация «Многозначные числа». Учить счету десятками до 70. Продолжать знакомить детей с многозначными числами. Повторить порядковый счет от 0 до 20. Упражнять в сложении многозначных чисел из 2-х меньших. Закреплять умение решать примеры с многозначными числами, умение работать с интерактивной доской.
Итог: Наборы чисел от 10 до 100.
2. Презентация «Папирус Ахмеса» (первым записал и решил примеры и задачи». Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание с многозначными и однозначными числами. Закреплять умение работать в тетради и с интерактивной доской.
Итог:Портрет Ахмеса.
3. Упражнять в решении примеров с многозначными числами, сравнении чисел, постановке знаков <, >, =. Закреплять умения составлять число из двух меньших, числовые домики. Учить счету десятками до 100.
Итог: Пополнить музей плакатом «Числовые домики»
4. Просмотр презентации «Математика – царица наук». Закрепление счета десятками до 100, умение решать задачи и примеры с многозначными числами, сравнение чисел с помощью знаков <, >, =. Повторение изученного материала.
Итог: Набор карточек с задачами.
Декабрь
1. Презентация «Создание игры Пентамимо». Продолжать учить соотнесению формы предмета с геометрической фигурой, называть признаки и свойства фигур. Упражнять в работе в тетради в клетку. Познакомить детей с игрой "Пентамимо".Развивать логическое мышление и внимание. Закреплять умение работать с интерактивной доской.
Итог:Наборы игры «Пентамимо»
2. Презентация «Игра «Колумбово яйцо». Познакомить детей с игрой "Колумбово яйцо". Продолжать учить нахождению предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять знаний о геометрических фигурах, уточнение свойств и признаков геометрических фигур, умение работать в прописи и тетради.
Итог: Наборы игр «Колумбово яйцо», схемы.
3. Презентация «Геометрические фигуры». Упражнять детей в дорисовывании и придумывании геометрических фигур, выкладывании геометрических фигур из подручного материала и лепка из пластилина. Развивать воображение и мелкую моторики рук. Закреплять умение работать в тетради в клетку и прописи, работу с интерактивной доской.
Итог: Портрет Евклида.
4. Презентация «Танграмм». Познакомить детей с геометрическими фигурами куб, пирамида, цилиндр, шар. Показать особенности и этих фигур. Упражнять в изображении данных фигур. Познакомить детей с игрой "Танграмм". Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять умение работать в тетради в клетку, прописи, с интерактивной доской.
Итог: Наборы игры «Танграмм», схемы.
Январь
1. Презентация «Лист Мебиуса». Познакомить детей со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации (опыты с кольцом и листом Мебиуса). Учить сравнивать, зарисовывать видоизменение фигур, моделировать фигуры из частей и палочек. Упражнять в моделировании геометрических фигур из бумаги и картона. Развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Закрепить счет десятками.
Итог: Портрет Мёбиуса. Лист Мебиуса.
2. Презентация «Работа Золтана Дьенеша». Познакомить детей с "Блоками Дьенеша". Упражнять детей в работе с тетрадями в клетку и прописями, в работе со счетными палочками. Продолжать закреплять названий геометрических фигур, их свойства и изображения. Развивать логическое мышление, память. Закреплять умение детей самостоятельно работать с интерактивной доской.
Итог:Портрет Золтана Дьенеша игра «Блоки Дьенеша», схемы.
3. Учить детей изображению предметов из заданных фигур, созданию символических предметов из фигур. Упражнять детей в работе с "Блоками Дьенеша". Развивать внимание, мышление, воображение, учить анализировать и обобщать знания для при создания новых геометрических фигур. Закреплять умение изображать фигуры на листе бумаги и из подручных средств, игры "Танграмм", "Пентамимо", "Колумбово яйцо.
Итог: Игра «Блоки Дьенеша», схемы.
Февраль
1. Презентация «История создания календаря». Уточнить знания детей однях недели и месяцах. Упражнять детей в работе с часами, учить определять время по часам. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Повторить счет от 1 до 20. Закреплять умение работать в тетради и прописи, работать с интерактивной доской.
Итог: Календари: настенный, отрывной, карманный.
2. Презентация «Веселые лабиринты». Познакомить детей с различными видами лабиринтов, научить работать с ними. Упражнять и развивать мелкую моторику рук, соединения рисунки по точкам. Повторить счет в пределах 20. Закрепление умений ориентироваться на листе в клетку, работать с прописью, тетрадью, интерактивной доской.
Итог: Игры –лабиринты.
3. Интерактивная игра «Что и где находится?». Учить детей составлять схемы и карты, ориентироваться по ним. Упражнять в поиске пропавших предметов в пределах заданной комнаты. Развивать внимание и логическое мышление через игры-лабиринты. Закреплять понятия лево -право, впереди-сзади, вверх-вниз, между, над, под, умение работать самостоятельно в прописи.
Итог: Набор карты и схемы.
4. Учить детей ориентировке на листе бумаги. Упражнять в составлении простых схем и карт для игр и поиска кладов, соединении рисунков по точкам.
Развивать внимание, логическое мышление, память и мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с интерактивной доской, прописью и тетрадью.
Итог: Игра «пиратский клад».
Март
1. Презентация «Графические диктанты». Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, дорисовывать недостающие элементы рисунков, симметричные элементы. Закреплять умение работать в прописях и тетради в клетку, счета десятками до 100.
Итог: Коллекция графических диктантов разной сложности.
2. Презентация «Цветные примеры». Учить рисовать по точкам и клеточкам. Упражнять в выполнении графического диктанта, решение примеров и закрашивании ответов нужным цветом. Продолжать развивать мелкую моторику рук, внимание и логическое мышление при работе в тетради и прописи. Закреплять умение аккуратно выполнять математические и графические диктанты.
Итог: Коллекция графических диктантов разной сложности, «Цветные примеры»
3. Презентация «Лабиринты в жизни и науке». Упражнять в работе на листах в клетку и прописях. Повторять знания о днях недели, части суток и месяцах в году, продолжить игры с лабиринтами и графические диктанты. Закреплять умение и навыки работы в тетради и с интерактивной доской, прописью и тетрадью.
Итог: Пополнить коллекцию интерактивными лабиринтами на диске.
Апрель
1. Презентация «Веселые задачи». Познакомить детей с задачами с лишними и неполными данными, задачами-загадками, задачами-шутками. Научить решать такие задачи, выбирая необходимую для решения информацию. Показать различия между простыми арифметическими задачами и задачами с лишними данными. Развивать внимание и логическое мышление. Закрепить умение решать задачи, работать с прописями и интерактивной доской.
Итог: Коллекция задач-загадок.
2. Презентация «Кто придумал ребусы?» Познакомить детей с ребусами разных видов. Упражнять в разгадывании и составлении ребусов с буквами и цифрами. Развивать внимание и логическое мышление у детей. Закреплять умение слушать и делать выводы, работать с интерактивной доской, прописью, тетрадью.
Итог: Коллекция ребусов, интерактивные ребусы.
3. Презентация «Игры в шашки и шахматы». Познакомить детей с игрой в шашки, шахматы. Упражнять в разгадывании ребусов и лабиринтов. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Закреплять умение работать в прописи и с интерактивной доской, счет десятками.
Итог: Пополнить музей наборами шашек и шахмат.
4. Познакомить детей с ученым Эрне Рубиком. Презентация «Кубик-рубик».
Продолжать учить детей составлению и решению математических задач. Упражнять в выполнении математических и графических диктантов. Познакомить детей с графическим решением задач. Упражнять детей в составлении задач самостоятельно. Закреплять умение аккуратно работать в тетради и прописи, игры "Пентамимо", "Монгольская игра", "Веселые лабиринты", "Танграмм".
Итог: Пополнить музей кубиком –рубиком и змейкой.
Май
1. Презентация «Старинные меры». Познакомить детей с мерами в старину. Упражнять в счете до 20, решении и составлении задач. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
Повторить знания о геометрических фигурах, изображение их на листе бумаги. Закреплять умение работать в тетради и прописях.
Итог: Коллекция «Старинные меры» (аршин, дюйм, локоть и т. д.)
2. Презентация «Все можно измерить». Познакомить детей с разными измерительными приборами. Закреплять умение разгадывать головоломки и ребусы, анализировать поставленные задачи, работать с интерактивной доской и тетрадью, счет десятками.
Итог: Пополнить коллекцию измерительными приборами (линейка, метр, рулетка, тонометр и т. д.).
3. Презентация «Все можно взвесить». Познакомить детей с разными способами и приборами для взвешивания. Упражнять и графических диктантов, в сравнении чисел с помощью знаков <, >, =. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять умения логически мыслить и находить решения заданий, работать с пропись, тетрадью и интерактивной доской.
Итог: Пополнить коллекцию весами (напольные и для продуктов, кантор, мерный стакан.
4. Учить детей самостоятельно анализировать задания, находить решения и объяснять способы достижения цели. Упражнять в решении примеров и задач, ребусов, головоломок. Закреплять умение самостоятельно работать с карточками, блоками Дьенеша, прописями и тетрадями.
Итог: Выставка мини-музея математики.
3 этап – заключительный
- создание мини-музея по математике и проведение экскурсии для родителей и детей.
Оценка результатов:
- повторный мониторинг детей;
- повторное анкетирование родителей;
- подведение итогов проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов
Информационно – методические условия реализации проекта
Для детей:
1. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет Е. В. Колесникова, 2012г.
2. "365=5 Веселых ребусов", развивающие задания для подготовки к школе. Ростов-на -Дону: Феликс, 2018
3. Екжанова Е. А. "Логические игры: для детей 6-7 лет. М. : Просвещение, 2017 (школа развития).
4. Алексей Данилов "Мозголомки и ребусы для юного гения", Москва: Клевер-Медиа-групп, 2017
5. Алексей Данилов "Головоломки и ребусы для юного эрудита", Москва: Клевер-Медиа-групп, 2017
6. Колесникова Е. В. "математические прописи для детей 5-7 лет".- М. : ТЦ Сфера, 2013 (математические ступеньки).
7. Колесникова Е. В. "Я считаю до двадцати".Математика для детей 6-7 лет, -М. : ТЦ Сфера, 2013
Для педагога:
1. Наталья Арапова-Пискарева "Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации".
2. Аромштам М. С., Баранова О. В. А84 Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. Развивающие занятия. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Образцова Т. Н. "Логические игры для детей".
4. Комарова Л. Д. "Как работать с палочками Кюизенера?". Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/ Л. Д. Комарова М. : Издательство Гном, 2017
5. Захарова Н. И. "Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 6-7 лет -СПб. : ООО "Издательство"Детство-пресс", 2017
6. Е. В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников, 2015г
7. Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29
8. Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. - № 2. – С. 82-85.
9. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140
10. Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19.
Первые шаги в создании мини-музея математики (сентябрь-ноябрь)