Елена Якубова
Проект «Развитие детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, инновационная предметно-пространственная развивающая среда, интерактивная среда, театрализация, инициативность, субъектность, ранний возраст.
Основная идея проекта:
Создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности в группах раннего возраста для развития детской инициативы и становления субъективности у детей раннего возраста. Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо, а непосредственное участие детей в театральной деятельности, кроме того способствует развитию у них инициативы и создает условие для становления субъективности, даже в раннем возрасте. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя.
Публикация «Проект „Развитие детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Актуальность проблемы:
Работа по данной теме заключается в том, что развитие инициативы и становление субъектности в раннем возрасте является одной из приоритетных задач, заявленных в ФГОС ДО, а театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей в дошкольной образовательной организации. Она с одной стороны, позволяет ребенку удовлетворить возникающие у него желания и интересы, проявить инициативу, а с другой - познакомиться с миром, который его окружает во всем его многообразии, способствует расширению словарного запаса, культуры речи, эстетическому воспитанию и социализации.
С точки зрения Богоявленской М. Е., инициативность, самостоятельность, ответственность являются сущностными атрибутами одаренной личности.
В исследованиях (В. И. Слободчикова, Л. М. Лариной, М. Е. Богоявленской и др.) доказано, что большой объем неструктурированной и пассивно воспринимаемой ребенком с самого раннего возраста информации, которую он не в состоянии полноценно присвоить (прожить и проиграть и, соответственно, осмыслить, приводит к формализации полученных знаний, перегрузке нервной системы (высокому уровню невротизации, отсутствию сопричастного отношения, лежащего в основе субъектности, и, как следствие, блокировке процесса становления одаренности. Все эти явления можно компенсировать деятельностью с элементами театрализации начиная с групп раннего возраста.
Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации:
Значимость заключается в возможности становления субъектности в раннем возрасте через развитие детской инициативы с помощью элементов театральной деятельности как в процессе образовательной деятельности педагога ДОО, так и при организации праздников с участием членов семьи ребенка.
Новизна проекта:
Своеобразие и новизна проекта состоит в использовании специально подготовленной и организованной развивающей предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности с детьми раннего возраста в образовательном процессе ДОУ, направленной на развитие детской инициативности и становления субъектности.
Отличительной особенностью проекта является развитие инициативности и становления субъектности у детей раннего возраста в ДОО с элементами театрализации на основе субъектноориентированной дошкольной дидактики (Л. М. Кларина). Данный метод базируется на возрастной периодизации развития субъектности в онтогенезе и учитывает развитие трех сфер «могу», «хочу» и «буду» в их единстве.
Цель проекта:
Развитие детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации.
Ключевые задачи проекта:
- создание развивающей предметно-пространственной среды для выявления и развития детской инициативности и становления субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации;
- развитие инициативности и эмоционального отклика ребенка посредством участия в театрализованной деятельности;
- целенаправленное обогащение детского словаря, понимания речи с наглядным сопровождением;
- приобщение к культурным нормам и ценностям;
- создание условий для разнообразных действий с куклами разнообразных театров;
- развивать формирование простых навыков творческого воображения, инициативы через различные виды театральной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Результаты проекта по развитию детской инициативности и становлению субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации:
- развитие начальных форм контроля своих действий (как способности принимать некоторые ограничения выбора вариантов своего поведения);
- организация совместной деятельности детей и взрослых на основе субъектного взаимодействия, поощрение проявлений самостоятельности и инициативы;
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики, обогащение словаря, становление творческих способностей;
- создание условий для включения элементов театрализации в интегрированные занятия;
- разработка пакета нормативных документов, регламентирующих работу интерактивной среды МДОУ;
- организация мастер – классов на базе МДОУ № 66 по повышению профессиональных знаний и умений воспитателей групп раннего возраста на уровне района. Создать банк педагогических идей;
- организация работы детско-родительского клуба «Театральный салон» совместно со специалистами;
- мониторинговая система исследования эмоционального развития детей раннего возраста. Мониторинговые карты.
Ожидаемые эффекты проекта:
- рост удовлетворенности всех участников образовательного процесса возможностью использовать инновационные подходы к развитию детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации;
- максимальное раскрытие способностей у детей раннего возраста для успешного вхождения ребенка в социум;
- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области:
- развитие детской инициативности и становления субъективности в раннем возрасте тесно связано с развитием речи, так как в процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй;
- элементы театрализации в раннем возрасте являются источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщая его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
- внедрение инновационных форм работы с применением интерактивных средств обучения и воспитания отвечает современным требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ДОО;
- открытость дошкольного учреждения для родителей и активизация их участия в деятельности ДОО;
-оказание научно-методической поддержки в целях распространения опыта: программы, методические рекомендации, конспекты.