Ледкова Елена
Проект по волонтёрству для детей старшего дошкольного возраста «Копатыч и добрые дела дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №7» г. Хвалынска Саратовской области
Социально-педагогический проект
«Мы – волонтёры»
Тема проекта : «Копатыч и добрые дела дошколят»
Автор проекта : воспитатель МДОУ д/с №7 Ледкова Е. А.
г. Хвалынск 2021 г
Проект " Копатыч и добрые дела дошколят»
«Маленький акт доброты стоит
Публикация «Проект по волонтёрству для детей старшего дошкольного возраста „Копатыч и добрые дела дошколят“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
больше, чем величайшее намерение»
Оскар Уальд
Краткое содержание проекта :
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. Все дети любят слушать сказки, смотреть мульфильмы. Любимый мультфильм детей моей группы –«Смешарики», и мы решили назвать волонтёрскую группу «Смешарики» где герои мультфильма имеют разные характеры, похожие на характеры моих ребят. И спросив детей, какой герой самый отзывчивый и трудолюбивый, дети в один голос ответили –«Копатыч». Так мы решили назвать наш проект «Копатыч и добрые дела дошколят», а волонтёрскую группу «Смешарики», а эмблема нашей волонтёрской группы - это трудолюбивый медвежонок «Копатыч».
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют постоять за себя, дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду, стали использовать совсем недавно, но традиция помогать ближним существует много лет.
Актуальность
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Цель проекта :
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта :
-Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
-Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-Создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
-Способствовать повышению значения семейных ценностей.
-Составить план мероприятий волонтёрского движения и реализовать его в течении 2018-2019 учебного года.
-Разработать перспективный план волонтёрского движения на 2018-2019 учебный год, новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты.
Предполагаемые результаты проекта :
-Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- Они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
-Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
-Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
-Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
-Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
-Привлечёт родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
-Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
-Организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром ГАУСО КЦСОН Хвалынского района (Университет третьего возраста факультета «Искусствоведение и дизайн»).
Тип проекта : практико-ориентированный, творческий, индивидуально- развивающий, информационно-просветительский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: с июня 2018 года - по май 2019 года
Участники проекта : дети, родители, педагоги, социум
План реализации проекта
ДЕВИЗ:
«Ни одного дня без доброго дела!»
Первый этап (подготовительный)
-разработка проекта, перспективного плана работы волонтёрского движения с детьми на 2018-2019 год, мероприятий волонтёрского движения с детьми, педагогами, родителями, эмблемы
-постановка целей и задач
-проведён анализ отношения педагогов и родителей к волонтёрской деятельности через анкетирование
- изучение опыта работы волонтёрских отрядов в других городах Росссии
-создание методической базы (планы-конспекты мероприятий, подбор методическоцй литературы по теме)
Второй этап (практический)
- методическая работа с педагогами
-внедрение программы волонтёрского движения в воспитательный процесс
-работа с родителями
-реализация плана мероприятий
Третий этап (заключительный)
-организация фотовыставки «Работа волонтёрской группы «Смешарики»
-обобщение результатов работы на данном этапе
-подготовка и вручение благодарственных писем семьям активно участвующим в проекте
- распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику
-подведение итогов работы за учебный год на педагогическом совете (май)
- список литературы
-приложения
Используемая литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2010г.
3. Л. А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
4. В. Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2013г.
5. Л. Б. Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
6. Н. В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
7. Т. С. Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М. : Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
8. Л. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская «Возращение к истокам : Народное искусство и детское творчество». М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
9. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
10. Л. Л. Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
Приложение
Мероприятия волонтерской группы «Смешарики» в МДОУ №7
на 2020-2021 уч. год.
сроки Тематика мероприятий Форма проведения
С детьми
июнь
Просмотр: фильмов «Волонтерское движение»
Презентация
июнь
«Что такое добро?»,«Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»«Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро», «Кто скоро помог, тот дважды помог»
Беседа
июнь-август Делу время -потехе час»
«Посадка цветов»
«Красота – радует глаз»
Проект «Праздник цветов»
Совместная трудовая деятельность с родителями Сстная трудовая деятельность с родителями
июль «Неделя добрых дел»
помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице
Трудовая деятельность
август
«Наше прошлое», «Наше настоящее»
Создание альбома
(дети и воспитатели в детском саду много лет назад и в настоящее время - сравнение)
август
«Добрые дела» Акция:
Оказание помощи на дому - пожилым людям (бывшим пед. работникам)
август «Подарок своими руками» Изготовление подарков ко дню ВДВ
Экскурсия в парк Победы на открытие памятника воинам ВДВ
сентябрь-
апрель
Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»,
Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт –
Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»
Чтение и анализ художественных произведений, беседа
сентябрь
«Пусть не состарится сердце во век»
Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека», социальное партнёрство с социальной службой ГАУСО КЦСОН Хвалынского района
октябрь «Волонтёры на дороге»
Знакомство с ПДД Социальное партнёрство с СОШ №1
(презентация, игры, беседы) дактические игры
октябрь-май «Чистый участок»
Экологический субботник
ноябрь
«Доброта спасёт мир» Концерт для детей средней группы, приобщение к волонтёрскому движению
декабрь «День волонтёра» Торжественное мероприятие
январь Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации». «Полоса чёрная-полоса белая», «Хочу подарить тебе…»
Дидактические игры
февраль Песни:«Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Слушание музыкальных произведений
март Акция: «Мы за здоровый образ жизни»
Флешмоб: «Весёлые старты Пропоганда здорового образа жизни
апрель «Земля – наш общий дом»
НОД
май Участие в подготовке и проведению мероприятий ко Дню Победы Изготовление подарков
участникам ВОВ
С педагогами
июнь-сентябрь • Благоустройство и обустройство участков, на территории детского сада
Трудовая деятельность
педагогов и сотрудников детского сада
сентябрь-май
• Организация тематических концертов
• День матери
• 8 марта
• 9 мая
Вечера и досуги
сентябрь-май
• Помощь многодетным семьям :детскими книгами, игрушками, одеждой
Акция совместно с родителями
сентябрь-май Пропаганда здорового образа жизни через организацию социальных акций:
«Неделя зоровья»
• «На зарядку становись!»•
Листовки
март «Технология обучения детей сочувствию, состраданию, милосердию» Консультация
май Презентация
«Волонтёрское движение в нашем детском саду» Обмен опытом с педагогами
С родителями
июнь Анкетирование родителей на тему «Что мы знаем о волонтёрском движении» Анкета
июнь-август • «Подари детям красоту»; • Обустройство территории детского сада
сентябрь-май
• «Дом для птиц-
• Весёлый скворечник» Акция
сентябрь-май «Добрая покупка»
«Посади дерево»,
«День Победы»
«Дари добро» Участие в акциях
ноябрь «Воспитание у детей сочувствия, сострадания, милосердия, как условия формирования личности» Родительское собрание