Гарькуша Мария Владимировна
Проект «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Воспитатель: Гарькуша М. В. г. Челябинск
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский)
Введение:
Публикация «Проект „Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Актуальность:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по теме «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Задачи:
Воспитательная: воспитывать нравственные качества у детей через игру;
Образовательная : повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
Развивающая: развивать самостоятельную игровую деятельность у детей.
Конечный продукт:
Рекомендации для родителей;
Буклет «Как организовать образовательную деятельность в игре»;
Разработка дидактических игр направленных на развитие образовательной деятельности.
План работы с детьми и с родителями на 2019-2020 учебный год.
Сроки Работа с детьми Работа с родителями Примечание
Сентябрь Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижные игры» 1. Консультация «Роль игры в жизни ребенка»
2. Выявить отношение к игре в семье.
Анкетирование «Что вы знаете об играх?» Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.
Октябрь 1. Настольные игры
2. Неделя сюжетно-ролевых игр 1. Консультация «Игры и игрушки наших детей»
2. Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы.
3. Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения.
Обогащение ППРС
Ноябрь 1. Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию.
2. Развлечение «Забавы с красками и карандашами». 1. Памятка для родителей: «Чему научит игра?»
2. Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!»
3. Игровой практикум «игры со звуками и буквами».
Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду»
Декабрь 1. Дидактические игры 1. Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»
2. Вечер игр: «Весёлые игры» Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!»
Январь 1. Игры на развитие логического мышления
2. Вечер логических игр. 1. Буклет для родителей: «Игры на внимание»
2. Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных»
Февраль 1. Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. 1. Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя».
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей
Март 1. Игры по духовно-нравственному воспитанию.
2. Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»
1. Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома» Совместная организация триады Родитель-Ребенок-Воспитатель
Апрель 1. Онлайн-выставка на сайте ДОУ детских рисунков «Любимая игрушка»
Памятка для родителей «Играем дома» Подготовка материала для совместной дистанционной работы
Май 1. Онлайн-квест на платформе KidSquare, letidor.ru.
1. Консультация онлайн для родителей «Как правильно выбрать детскую игровую платформу в интернете»
2. Неделя игры в детском саду Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.
Отчёт по теме самообразования. Выступление на онлайн-педсовете на образовательной платформе ZOOM.
Картотека различных видов игр, используемые в работе с детьми при реализации плана по самообразованию за 2019-2020 учебный год:
Подвижные игры П/и «Жмурки»
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
П/и (русская народная) «Капуста»
Цель: развивать ловкость движений.
П/и (русская народная) «Утка и селезень»
Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.
Народные игры «Прятки»
«Горелки»
«Жмурки»
«Казаки-разбойники»
«Кошки-мышки»
«Двенадцать палочек»
«Испорченный телефон»
Настольные игры
«Развивающее лото» (Геометрические фигуры)
Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.
«Магнитная мозаика. Ежик»
Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.
«Незнайкин счет»
Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке.
«Развивающее лото»
Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений.
«Цифры»
Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.
«Снежная королева»
Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.
«Хитрые предметы» Игра направлена на развитие внимания, усидчивости.
«Разноцветный мир»
Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом.
«Лото ассоциации»
Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных
игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память,
совершенствуется мелкая моторика руки.
«У Лукоморья»
Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.
«Зоологическое лото»
Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
«Пазлы»
Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развивает логику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно.
«Домино»
Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук.
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ»
Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.
«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
«ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ»
Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.
«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
«УГАДАЙ КАРТИНУ»
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
«СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
«СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ»
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
«Я ПРОБУЮ НА ВКУС»
Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
Дидактические игры «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
«Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
«Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
«Мое облако».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
«Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
«Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
«Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
«Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
«Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
«Похож – не похож».
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
«Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Игры на развитие логического мышления
«Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
«Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
«Что это? Кто это?»
Цель: развитие мышления и речи.
«Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
«Закрой лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
«Нарисуй и зачеркни»
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
«Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления.
«Составь предложение по двум картинкам»
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
«Любимая еда»
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
«Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
«Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
«Дополни фразу»
Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. «Запрещается – разрешается»
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале.
«Да – нет»
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении.
«Выбери предмет»
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
«Внимание всем!»
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
«Что делать?»
Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.
«Загадки – отгадки»
Цель: закрепление умения объединять предметы в группы.
«Кто я?»
Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела.
«Исправь ошибку»
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
«Хвастунишка»
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
«Назови предмет»
Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи.
«Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?»
Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.
«Если кто-то заболел»
Цель: закрепление знаний о том, что при серь зной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача.
«Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти.
«Азбука здоровья»
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.
«Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.
«Лови – бросай, правило называй»
Цель: закрепление правил поведения при наводнении.
«Что такое хорошо, а что такое плохо»
Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.
«Кто, где живет».
Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.
«Буду осторожен в природе»
Цель: закрепление представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
«Соберем рюкзак в дорогу»
Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях.
.Игры по духовно-нравственному воспитанию.
«Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
«Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
«Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Игра «Забота»
«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
«Подарок»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
«Волшебные очки»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
«Цветик – семицветик»
Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
«Щедрые подарки»
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
«Верные друзья»
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
«Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
«Только хорошее»
Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
«Круг честности»
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
«Палочка-выручалочка»
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
«Жизнь в лесу»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
«Птенцы»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
«Раз, два, три беги!»
Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.
Список используемой литературы:
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3. Бойченко Н. А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре»
6. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»
7. Доронова Н. «Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
8. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»
9. Краснощёкова Н. В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
10. Тверитина Е. Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
11. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей»
12. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.