Юлия Михайловна Воронина
Проект по сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 2-3 года
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Публикация «Проект по сказке „Теремок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Цель: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через сказку «Теремок», воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.
Задачи проекта :
1. Закреплять знания о диких животных.
2. Обогащение и активизация словаря детей.
3. Повышение речевой активности детей.
4. Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
5. Развитие воображения и творческих способностей.
6. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов с детьми через совместную деятельность.
7. Воспитывать интерес к сказке, как средству формирования речи.
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение
Ожидаемые результаты:
Дети:
• читательский интерес к детской книге;
• развитие эмоциональной сферы;
• желание учувствовать в драматизации сказок;
• обогащение речи;
• умение передавать характер персонажей сказок интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• приобщение к духовным ценностям.
Родители:
• стали заинтересованными участниками образовательного проекта;
• пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
• приняли активное участие в показе кукольного театра «Теремок».
2. План – график мероприятий.
1 этап. Подготовительный.
*Подбор стихотворений, потешек, песен, русских народных сказок.
*Рассматривание иллюстраций к сказкам.
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, подвижных, театрализованных игр.
2 этап. Практический.
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование
предметно – развивающей среды
22 января
понедельник Беседа «Дикие животные»
П/игра «Зайка беленький сидит»
Игры со строительным материалом «Домик для зайки» Изготовление д/игры «Животные и детёныши» Картинки «Дикие животные»
23 января
вторник Пальчиковая игра «Зайка»
П/игра «Лиса и зайки»
С/р игра «В театре»
Д/игра «Животные и детёныши» (Дикие животные) -круги Луллия
Раскрашивание «Теремок»
Чтение р. н. сказки «Рукавичка»
Музыкальная игра «К мишке» Д/игра «Животные и детёныши», раскраски
24 января
среда М/ п игра «Найди, где спрятано»
Заучивание А. Барто «Зайка»
П/игра «Лиса и зайки»
Повторение стихотворения
А. Барто «Зайка»
Игрушки (Лиса, заяц, медведь, волк)
25 января
четверг Пальчиковая игра «Волк и заяц»
Хороводная игра «Зайка»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»
Чтение р. н. сказки «Кувшин - теремок»
П/игра «Три медведя» Оказание помощи в подборке иллюстраций к сказке «Теремок» Иллюстрации к сказке «Теремок»
26 января
пятница Д/игра по развитию речи «Теремок».
Пальчиковая игра «Лиса»
Настольная игра «Животные и детёныши» (Дикие животные) -круги Луллия
П/игра «Зайка»
Дидактическая игра «Составь по росту» Показ родителями сказки «Теремок» Настольный театр «Теремок»
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Показ родителями сказки «Теремок»
Приложение №1 Беседа «Дикие Животные»
Цель: Дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.
Задачи:
Формировать у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, лиса, волк, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Рассказать о том, как медведь готовится к зиме.
Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем. Развивать умение отгадывать загадки. Обогащать словарный запас детей. Словарная работа: зима, лес, лиса, медведь, заяц, волк.
Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии. Вызвать интерес к совместной с взрослым игре. Развивать умение строить диалог с взрослыми и сверстниками. Воспитывать интерес и любовь к животным, желание заботиться о них.
Учить передвигаться, имитируя движения, характерные для лисы, волка, зайца. Развивать координацию движений.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, отгадывание загадки, художественное слово, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальный («колыбельная»).
Оборудование и материал: игрушки диких животных: заяц, лиса, волк, медведь, корзинка; угощение для животных: бочонок меда, малина, игрушка- рыбка, грибы, мясо (муляж из игры «магазин»).
Ход:
Воспитатель приглашает детей отправиться в лес.
Воспитатель: Ребята, хотите со мной пойти в лес? В лесу живут дикие звери. Давайте возьмем для них угощение.
На столе лежат муляжи для игры в магазин: малина, бочонок меда, игрушка-рыбка, морковка, грибы, орехи, мясо. Воспитатель предлагает все продукты сложить в корзинку. Дети называют каждый предмет и складывают в корзину.
Воспитатель: Сейчас зима, в лесу много снега. А по снегу тяжело нам идти! Давайте тихонько присядем, и я расскажу вам стихотворение о медведе.
Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише. Пусть Миша поспит.
(Гусарова Т.)
Воспитатель обращает внимание детей на медвежонка, лежащего под деревом.
Воспитатель: Тише, дети, мишка спит! Зимой его в лесу не встретишь, потому что медведь на зиму засыпает в берлоге. Чтобы мишка крепче спал, давайте споем ему колыбельную.
Дети с воспитателем поют «Колыбельную», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.
1. Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
2. Ты скорей закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
3. Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай!
Дети подпевают, убаюкивают мишку.
Воспитатель: Ребята, что мы мишке оставим в подарок, какое угощение? Дети выбирают малину и мед, достают и оставляют рядом с медвежонком.
Воспитатель: Мишка проснется, увидит малину и мед и обрадуется. Пусть мишенька спит, а мы с вами погуляем по зимнему лесу. Будем тихо гулять, чтобы мишку не разбудить.
Воспитатель показывает игрушку зайца.
Воспитатель: Ой, смотрите, дети, кого мы встретили в лесу! Кто это? (зайка) Зайчик какой? (белый, мягкий, пушистый). Зимой мех у зайки белый, как снег, чтобы его волк с лисой не заметили на снегу и не поймали. А ушки у зайца, какие? (длинные, чуткие - хорошо слышат). Зайка хочет с вами поиграть.
Игра с Зайцем.
На земле снежок лежит (бегают на носочках по кругу)
Зайка по снегу бежит.
Прыг – скок, прыг – скок (прыгают как зайчики)
Зайка по снегу бежит.
Мёрзнут ушки, (гладят ушки,
Мёрзнут лапки (гладят ручки).
Без сапожек и без шапки. (показывают)
Скок – поскок, скок – поскок, (прыгают как зайчики)
Зайка спрятался в сугроб. (присели на корточки).
Воспитатель: Весело скакали зайки. Что мы зайчику подарим, что он любит кушать?
Дети выбирают морковку, отдают зайцу.
Воспитатель: Скажем зайке: «Кушай, зайка, морковку!»
Воспитатель: Обрадовался заяц подарку и поскакал дальше в лес. Зайка бегает быстро- быстро.
Воспитатель: Вот бежит лисичка - рыжая сестричка.
Воспитатель показывает детям игрушку лисички.
Воспитатель: Лисичка тоже не хочет мишеньку разбудить. Она ходит тихо, на носочках. Вы умеете так ходить? Покажите лисичке.
Дети выполняют упражнение, подражают лисичке.
Воспитатель: Ребята, у лисички какая шубка? (рыжая, пушистая) А хвост у лисички какой? (длинный, пушистый, большой). Очень понравилось лисичке с ребятами играть. Угостим лисичку? Что мы выберем лисичке?
Дети выбирают рыбку, угощают лисичку.
Воспитатель: Скажем лисичке: «Кушай, лисичка, рыбку!»
Воспитатель: Поиграла лисонька и в лес убежала рыбку кушать.
Воспитатель: Послушайте, про какого лесного зверя загадка:
В зимний хмурый день холодный
Ходит — бродит зверь голодный.
По лесам, полям он рыщет,
И еду себе он ищет. Кто это? (волк).
Воспитатель показывает игрушку волка.
Воспитатель: Волк в лесу охотится. Он ходит осторожно, чтобы не спугнуть других зверей. Покажите, как волк по лесу пробирается.
Дети имитируют движения волка.
Воспитатель: Волк сильный зверь. Какая у него шерсть? (густая, серая). А какие у волка зубы? (острые). Чем мы волка угостим, что ему больше всего понравится? (угостим мясом).
Воспитатель: Скажем: «Угощайся, волчок, серый бочок!»
Воспитатель: Побежал серый волк дальше в лес охотиться.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, не разбудили мы медведя? Давайте послушаем, не рычит ли мишка?
Дети прислушиваются.
Воспитатель: Вы так тихо играли, что мишенька даже не проснулся. Вам понравилась прогулка в зимний лес? Давайте, вспомним, кто живет в лесу?
Воспитатель незаметно кладет в корзинку пакет с морковкой.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу. Ой, посмотрите, ребята, а в нашей корзинке что-то лежит. Что же это? (морковка). Как вы думаете, кто это нам положил? (зайка). Зайка тоже хочет вас угостить. Угощайтесь морковкой! Скажем зайке «спасибо»! А нам пора возвращаться в группу.
Приложение №2 Пальчиковые игры.
Зайка
Мчится без оглядки,
(хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки.
(ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть духу,
(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха.
(ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка:
Кто же это?
(хлопаем в ладошки)
Зайка!
(показываем указательными пальцами «зайку»)
Лиса
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)
«Волк и заяц»
Волк раскроет свою пасть, (Указательный, средний, безымянный
Хочет зайчика украсть: пальцы и мизинцы на обеих руках
Щёлк да щёлк и снова щёлк! прижимать друг к другу,
Не поймает зайца волк а подушечку большого пальца то
прижимать к сомкнутым четырём
пальцам, то отпускать, изображая
волчью пасть. «Щёлкать пастью»
на обеих руках)
Пастью щёлкает напрасно - (Расслабить пальцы на обеих руках
Заяц бегает прекрасно! и «бежать» ими по поверхности стола)
Приложение №3 Подвижные игры
Лиса и зайки
На одной стороне площадки находится домик лисы – нора (кружок). Выбирается лиса, она идет в свой дом. Играющие изображают зайцев, их дом находится на противоположной стороне зала (за условной чертой). По сигналу воспитателя зайцы выходят на лужайку, резвятся, бегают и прыгают в разных направлениях. Воспитатель говорит: «Лиса идет на охоту!» Дети быстро бегут в свой дом, но если лиса успеет кого-либо осалить, тот считается пойманным. Когда лиса поймает 2-3 зайцев, выбирается другая лиса. Игра повторяется со всеми детьми.
Зайка
(хороводная игра)
Дети водят хоровод. В центре сидит ребенок, изображающий зайца, и держится за «лапку». Дети приговаривают:
А у зайчика серого
Лапочка болит.
И больною лапкою
Он не шевелит.
Мы с ребятками пойдем,
Подорожник мы найдем,
К лапочке приложим,
Зайчику поможем.
Ведущий указывает на ребенка, который должен сорвать лист подорожника и приложить к лапке зайца после слов:
Будет заюшка скакать
И с ребятками играть.
«Зайка» скачет к кому-либо из детей. Выбранный ребенок выбегает из круга, «зайка» его догоняет. Дети делают «ворота», стараются отгородить убегающего ребенка от «зайки».
Три медведя
Три медведя шли домой, дети идут по кругу
Папа был большой-большой. руки — вверх
Мама — чуть поменьше ростом, руки на уровне груди
А сынок — малютка просто. присели
Очень маленький он был, покачивание в приседе
С погремушками ходил. берут погремушки и «звенят» ими, бегая по коврику
«Найди, где спрятано!»
Цель: Развивать у детей зрительную память, внимание. Упражнять в работе с коллективом.
Дети сидят с одной стороны площадки. Воспитатель показывает детям игрушку отвернуться к стене. Сам воспитатель отходит от детей на несколько шагов и прячет игрушку, после чего говорит: "Ищите! " Дети начинают искать.
Приложение №4 Дидактические игры
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку. кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку. лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
Приложение №5 Художественная литература
Зайка
Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
А. Барто
«Кувшин-теремок»
Русская народная сказка
Ехал мужик, вёз посуду в город на ярмарку, уронил большой кувшин, да и не заметил. Лежит кувшин у дороги; летит мимо муха, видит — теремок хоть куда; заползла в него и стала жить.
Прилетел комар.
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Я, муха-горюха, а ты кто?
— А я — комар-пискун.
— Иди ко мне жить.
Живут они день и два; бежит мышка. Стук, стук хвостиком:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Я, муха-горюха, да я, комар-пискун; а ты кто?
— А я — мышка-норушка.
— Живи с нами. — Стало их жить трое, а всё не тесно.
Прискакала лягушка.
— Терем-теремок, кто тут живёт?
— Муха-горюха, да комар-пискун, да мышка-норушка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Полезай к нам, места хватит.
Бежит зайка косоглазый.
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка; а ты кто?
— А я на-горе-увёртыш.
— Живи с нами.
Стали они жить да поживать; прибежала к ним лиса.
— Кто, кто в тереме, отзовись.
— Муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увёртыш; а ты кто?
— А я — везде-поскокиш.
Залезла и лиса в теремок.
Бредёт волк, озирается, хвост поджимает.
— Кто, кто в тереме, кто, кто в высоком?
— Муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увёртыш, везде-поскокиш; а ты кто?
— Я — из-за-кустов-хватыш.
Забрался и волк в терем.
Бредёт Мишка Топтыгин; по лесу валежник трещит, сосны да осины скрипят.
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на-горе-увёртыш, везде-поскокиш, из-за-кустов-хватыш ; а ты кто?»
— Я — всех-вас-давиш!
Сел Мишка на кувшин, затрещал терем, и разбежались все его жильцы.
«Рукавичка»
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- осказках. ру - oskazkax.ru
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Русская народная сказка «Теремок».
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!