Татьяна Резван
Сценарий итогового мероприятия «Природные сообщества. Лес»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Природные сообщества. Лес»
Дата проведения: 4 неделя октября (23.10.2023-27.10.2023)
Цель: обогащать представления детей о лесе как о природном сообществе, о разнообразии животных и растений леса,
знакомить с отличительными особенностями лесов, жизнью обитателей леса в осенний период.
Итоговое мероприятие : Викторина «Кто живет в лесу»
Публикация «Сценарий итогового мероприятия „Природные сообщества, Лес“» размещена в разделах
Региональный компонент: Рисование «Мой земляк - донской казак». Цель: расширить представление о культуре родного края; воспитывать интерес к казачьему быту. Цикл рассказов «Знаменитые люди «Донского края» : о Степане Разине, о Ермаке, атамане Платове. Цель: познакомить с казаками – героями, внесшими большой вклад в развитие нашей страны
Проект группы : «Волшебница вода»
Взаимодействие с родителями и социумом: Издание экологической газеты «Вода – источник жизни на Земле»
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
Музыка по плану муз. руководителя
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Природные сообщества. Лес»
Цель: обогащать представления детей о лесе как о природном сообществе, о разнообразии животных и растений леса,
знакомить с отличительными особенностями лесов, жизнью обитателей леса в осенний период.
Источник: Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр. 82
Худ. труд
Тема: «Золотые березы»
Цель: Вызвать у детей интерес к изображению осенней березки по мотивам лирического произведения.
Источник: И. А. Лыкова стр. 70
Познавательное развитие Проект группы «Волшебница вода» пазлы «Что лишнее в пруду»
Наблюдение за легковым автомобилем (научить понимать значение и функции автомобиля)
Конструирование из природного материала : «Куклы из соломы» (показ способов изготовления народных игрушек).
Дидактические игры: «Садовники» (актуализация знаний о возможности записать результат счета предметов цифрой)
Д/и "Путешествие по городу" - закреплять знания о городе: кто в нем живет, трудиться, какой транспорт, как украшен.
Речевое развитие Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кого не стало?» (развитие словаря, образование названий детенышей жи-вотных в именительном и родительном падежах множественного числа);
Настольно-печатные игры: лото «Дикие и домашние животные», лото «Фрукты и овощи» (употребление обобщающих понятий, сравнение, классификация).
Речевые упражнения: «Кто как говорит» (формирование умения вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию)
Чтение стихотворения. В Степанова «Москва».
Социально –
коммуникативное развитие Игры-экспериментирования со стеклами: «Калейдоскоп», «Все меняет цвет», «Чудесные картинки» (побуждение к участию в обсуждении информации на знакомые и незнакомые темы).
Труд: Учить снимать грязные и развешивать чистые полотенца. Учить убирать игрушки после игр на место
Беседа об оздоровительной функции сна для организма.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть.
Дежурство по столовой – учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.
Физическое развитие Утренняя гимнастика
(формирование и совершенствование двигательных навыков)
Гимнастика пробуждения. Картотека. Комплекс № 4
(обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.)
Общеразвивающие упражнения: комплекс с гимнастической скамейкой.
Упражнения в прыжках: прыжки на двух ногах на мат с трех шагов (развитие самостоятельности при выполнении двигательных упражнений).
Подвижные игры: «Гуси - лебеди», «Летает - не летает», «Ловишки-перебежки» (развитие быстроты движений и внимательности).
Воспитание культурно-гигиенических навыков: правила поведения за столом – учить детей соблюдать правила этикета во время еды, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Художественно – эстетическое развитие Беседа о дымковских игрушках: «Игрушки не простые - глиняные, расписные» (ознакомление с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства).
Дидактические игры: «Дорисуй, назови» (совершенствование умения выполнять и раскрашивать рисунки мелом на асфальте).
Рассматривание: репродукций картин И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (развитие художествен-ного восприятия).
Пение: Упражнение: Кукушка – попевка, Просыпайся, Скок - поскок
Музыкально-ритмические движения: Упражнение: Кукушка – попевка, Просыпайся, Скок - поскок
Самостоятельная деятельность дошкольников
Самостоятельная двигательная деятельность: в уголке физического воспитания (формирование умения самостоятельно подбирать инвентарь для выбранного вида двигательной деятельности).
Самостоятельная двигательная активность. Игры с выносным материалом
Самостоятельная деятельность детей – формировать умение самостоятельно организовывать игры, договариваться с партнёрами.
Индивидуальная работа с детьми
Д/и «Рисунок человека» (сформировать образные и пространственные представления)-
Дидактическая игра «Подбери по форме» - формировать у детей умение сопоставлять предметы по форме с геометрическими фигурами, правильно назвать форму предметов. Развивать внимание, связную речь.
В
Т
О
Р
Н
И
К
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
Конструирование:
Тема: «Что люди умеют делать из дерева?»
Цель: расширить и систематизировать представление о дереве как важнейшем материале.
Источник: И. А. Лыкова стр. 54
Физическое развитие № 1 – 22
Программное содержание. Учить детей делать повороты во время ходьбы и бега в колонне по два (парами); повторить пролезание в обруч боком; упражнять в равновесии и прыжках. Источник: Л. И. Пензулаева с. 36
Познавательное развитие Проект группы «Волшебница вода» эксперимент «Что промокает?»
Наблюдение за трудом взрослого на огороде (активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям)
Беседа «Опасные предметы» - формировать осознанное отношение к личной безопасности дома у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры: «Назови, что растет в лесу» (закрепление представлений о многообразии растительного мира природного сообщества).
Исследования: «Могут ли камни плавать» (изучение разновидностей и свойств камней).
Дидактические игры: «Запомни и выложи» (счет до 9) (актуализация знаний о возможности записать результат счета предметов цифрой)
Речевое развитие Речевые упражнения. «Почему и зачем?» (активизация в речи сложноподчиненных предложений)
Чтение: первой части авторской сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница» (подготовка к занятию)
Ритмическое упражнение «Мы по городу шагаем» - учить детей выполнять ритмичные движения, согласно тексту стихотворения.
Развивать чувство ритма
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
Д/игра «Наши любимые сказки» - закреплять знания о русских народных сказках.
Социально – коммуникативное развитие
"Правила находчивых потеряшек"- познакомить с правилами поведения на улице в незнакомой местности
Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» : сюжет «Случай на дороге» (помощь в подготовке к игре, актуализация знаний о профессии, расширение спектра игровых действий).
Ситуативная беседа - «Красота тела и души» - научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас
Трудовая деятельность. Уборка листьев в определённое место – совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции
Физическое развитие Утренняя гимнастика (формирование и совершенствование двигательных навыков)
Гимнастика пробуждения. Картотека. Комплекс № 4
(обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.)
Упражнения в ходьбе, беге и равновесии: ходьба по гимнастической скамейке на носках (на середине перешагнуть через предмет, повернуться кругом и пройти дальше)
Подвижные игры: «Гуси - лебеди» (развитие быстроты движений и внимательности, «Найди себе пару» - упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.
Художественно – эстетическое развитие Выставки: изделий из соломы «Соломенный мир» (формирование интереса к народной культуре, развитие детско-родительских отношений средствами совместной продуктивной деятельности).
Чтение и обсуждение: притчи «Два плуга» К. Ушинского (уточнения и расширения представлений детей о том, как и благодаря кому хлеб на стол пришел; подготовка к художественному труду).
Самостоятельная деятельность дошкольников
Самостоятельная деятельность в центре творчества: лепка лошадки из цилиндра по мотивам дымковской игрушки, декоративное оформление вылепленных лошадок кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).
Строительные игры. Строим по замыслу - учить детей самостоятельно отбирать нужные детали для задуманной постройки. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Индивидуальная работа с детьми
И/у «Отбивай-ка» - закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками
Д/у «Скажи где?» - продолжать учить, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между)
Артикуляционные упражнения: «Зарядка для язычка» - развитие артикуляционного аппарата, подвижность и пластичности
С
Р
Е
Д
А
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
Музыка по плану муз. руководителя
ФЭМП:
Тема: «Число 10. Запись числа 10.»
Цель: Сформировать умения считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами.
Источник: Петерсон Л. Г. стр. 54
Физическое развитие № 3 – 24
Программное содержание. Упражнять в медленном беге до 1,5 мин; разучить игру «Посадка картофеля»; упражнять в прыжках; развивать внимание в игре «Затейники».
Источник: Л. И. Пензулаева с. 38
Познавательное развитие Проект группы «Волшебница вода» «Кто живет в воде»
Наблюдение за птицами - закреплять знания о птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма.
Игровые задания: «Расскажи Машеньке, кто живет в лесу», «Помоги кукле одеться по погоде» (актуализация сформированных представлений об окружающем).
Рег. комп. Цикл рассказов «Знаменитые люди «Донского края» : о Степане Разине, о Ермаке, атамане Платове. Цель: познакомить с казаками – героями, внесшими большой вклад в развитие нашей страны
Дидактические игры: «Письмо» (актуализация знаний о возможности записать результат счета предметов цифрой)
Беседа о времени года «Осень» - назвать и показать характерные признаки поздней осени
Беседа «Знаменитые люди Москвы» - продолжать знакомить детей с историей возникновения Москвы, именем основателя. Воспитывать чувство привязанности и любви к столице нашей родины.
Речевое развитие Чтение: русской народной сказки «Царевна-лягушка» (знакомство с фольклорными и авторскими произведениями одного жанра, сравнение).
Пересказы: рассказа Г. Снегирева «Как звери и птицы к зиме готовятся» (развитие связной речи).
Аналитические беседы о прочитанном: о стихотворениях Г. Ладонщикова «Наша Родина», 3. Александровой «Родина» (формирование умения задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном).
Речевые упражнения. «Расскажи про.» (составление коротких рассказов на заданную тему)
Д / И «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» : сюжет «Случай на дороге» (помощь в подготовке к игре, актуализация знаний о профессии, расширение спектра игровых действий).
Трудовые поручения. Сбор мусора на участке - формировать навыки коллективного труда, поддерживать стремление наводить порядок.
Разговор с детьми о поведение за столом во время приёма пищи.
Дежурство по столовой. Развивать умение последовательно и аккуратно накрывать на стол.
Продолжать работу по самообслуживанию детей – учить поддерживать порядок в одежде.
Физическое развитие Утренняя гимнастика
(формирование и совершенствование двигательных навыков)
Гимнастика пробуждения. Картотека. Комплекс №4
(обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.)
Упражнения в ползании, лазании: пролезание (боком, не касаясь руками пола, в группировке) подряд через три обруча
Упражнения в ходьбе, беге и равновесии: ходьба и бег с остановкой по сигналу (развитие интереса к сложным двигательным заданиям).
Подвижная игра «Шишка- камешек» - учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь; «Подбрось-поймай» - учить детей бросать и ловить мяч двумя руками одновременно, развивать меткость, ловкость, крупную мускулатуру рук.
Художественно – эстетическое развитие Слушание: «Русское поле», муз. Я. Френкеля, сл. И. Гоффа (развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения).
Работа в центре «Рисования». Раскрашивание в раскрасках «Моя страна – Россия» - закрепить навыки аккуратного закрашивания, не выходя за контур
Работа в музыкальном уголке: игра на музыкальных инструментах.
Самостоятельная деятельность дошкольников
Игры с пазлами - развитие воображения, мелкой моторики рук.
Конструктивная деятельность с мягким конструктором. Предложить детям построить башню «Московский Кремль»
Строительные игры. Строим по замыслу - учить детей самостоятельно отбирать нужные детали для задуманной постройки. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Индивидуальная работа с детьми
Д/и «Найди отгадки на мои загадки» - учить отгадывать загадки, находить по описанию отгадки в окружающем пространстве
Д/и «Собери по признакам» - формировать умение создавать группы предметов, четко выполняя инструкцию, классифицируя предметы по двум и трем признакам (Собери фигуры в обруч).
И/у «Кто дальше?» - закрепление навыков метания предметов вдаль
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
Обучение грамоте № 7
Цель: Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двухсложные слова с пройденными буквами.
Источник: Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр. 58
Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Цель: Вызвать у детей интерес делать лепные картины
Источник: И. А. Лыкова стр. 48
Физическое развитие № 2 – 23
Программное содержание. Учить детей делать повороты во время ходьбы и бега в колонне по два (парами); повторить пролезание в обруч боком; упражнять в равновесии и прыжках.
Источник: Л. И. Пензулаева с. 38
Познавательное развитие Проект группы «Волшебница вода» Беседа «Как человек использует воду»
Беседа на тему "Юрий Долгорукий" - продолжать знакомить детей с историей возникновения Москвы, именем основателя. Воспитывать чувство привязанности и любви к столице нашей родины.
Д/и "Отремонтируй светофор" - закреплять знания детей о сигналах светофора
Наблюдение за березой (продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года)
Познавательные беседы: «Что такое «золотая» осень?» (расширение кругозора детей).
Дидактические игры: «Когда наденем?» (дифференциация представлений о сезонной одежде, обуви, головных уборах).
Речевое развитие Заучивание: стихотворения И. Бунина «Льет дождь, холодный, точно лед.» (запоминание стихотворных текстов природоведческого содержания).
Речевые упражнения - со звуками [х], [х’] (подбор слов с заданными звуками).
Словесная игра "Скажи хорошие слова про город - Москва" (красивый, большой, чистый, молодой, веселый, зеленый и т. д.) - упражнять детей в подборе определений и синонимов к словам, пополнять активный словарь детей.
Чтение Ф. Глинка "Москва" - обсудить произведение, закрепить знания об особенностях стихотворения.
Социально – коммуникативное развитие Беседа "Безопасность на площадке" - формировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на прогулочной площадке.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Магазин» : дидактическая игра «Магазин одежды» по теме «Демисезонная одежда»
Разговор с детьми на тему: "Труд человека кормит, а лень портит", "Хочешь хлеб - не лежи на печи" - закрепить умение понимать смысл пословиц, расширять представление о трудолюбии и лени.
Сюжетно-ролевая игра - «Сильны и могучи богатыри на славной Руси» - формирование у детей
патриотических чувств на основе былин и сказок, формирование представления о героизме
Физическое развитие Утренняя гимнастика
(формирование и совершенствование двигательных навыков)
Гимнастика пробуждения. Картотека. Комплекс № 4
(обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.)
Игровые упражнения: «Найди свое место», «Посадка картофеля», «Мяч в корзину» (развитие движений).
Игры-забавы: с бумажными самолетиками (поддержка психофизического здоровья).
Упражнения в ползании, лазании: переползание на четвереньках с преодолением препятствий (выработка потребности в движениях).
ФКГН: Воспитание культуры поведения за столом. Упражнение «сидим красиво» - учить детей сидеть за столом в соответствии с правилами этикета (слегка наклоняться над тарелкой, соблюдать положение локтей, правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не спеша)
Подвижные игры «Зайцы и волк» - учить детей исполнять роль судей, оценивающих соответствие правилам и качество выполнения игровых действий, учить корректно, формулировать советы, замечания. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, "Волк во рву" - упражнять в прыжках с места
Художественно – эстетическое развитие Пение: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен; песен осенней тематики (формирование во-кально-хоровых навыков).
Музицирование с инструментами: инструментовка русского народного потешного фольклора (воспитание интереса и любви к музицированию).
Музыкальные упражнения: «Кто как поет?» (формирование умения передавать различные образы, используя знакомые средства выразительности музыки).
Слушание: «Кот и мышь» Ф. Ребицкого (развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения).
Самостоятельная деятельность дошкольников
Свободное рисование по желанию детей - закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать изображение, не выходя за контур.
Подвижные игры по интересам детей - учить детей выбирать игру, подбирать необходимые атрибуты, собираться в команды для осуществления игры. Учить играть согласованно со сверстниками.
Самостоятельная деятельность в центре художественной литературы - рассматривание иллюстраций: Красная площадь, стены и башни московского Кремля
Индивидуальная работа с детьми
Д/у «Хлопни – топни» - звуковая культура речи: работа со звуками Ж-Ш - продолжать упражнять в отчетливом произнес. слов со звуками Ж и Ш
Д/у «Осенние месяцы» - закрепить названия осенних месяцев.
Упражнение «Змейка» - продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность.
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
Рисование.
Тема: «Осенние листья (краски осени)»
Цель: Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику.
Источник: И. А. Лыкова стр. 52
Развитие речи: Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Воспитывать усидчивость. Источник: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет» с. 49
Познавательное развитие Проект группы «Волшебница вода» «Что растворяется в воде» (формирование исследовательских умений на примере опытов с растворением различных веществ).
Наблюдения: объекты - деревья в период листопада (развитие наблюдательности, умения видеть сезонные изменения в окружающей природе).
Путешествия по экологической тропе на территории детского сада: видовая точка «Фасад детского сада» (развитие представлений о разнообразии зданий).
Чтение познавательной литературы: энциклопедий о диких животных (ознакомление с особенностями жизни животных в разные сезоны).
Рассказ воспитателя о метро - расширять знания детей о подземном транспорте.
Речевое развитие Дидактические игры: «Телеграф» (развитие умения определять количество слогов в словах и составлять запись слогов с помощью квадратов).
Настольно-печатные игры: лото «Дикие и домашние животные», «Пазлы» (употребление обобщающих понятий, сравнение, классификация).
Работа со стихотворением С. Михалкова «Кремлёвские звезды»- развивать память, речь, воспитывать любовь к Родине
Работа с детьми по связной речи - «Фотограф» - учить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Чтение художественной литературы Б. Житков «В Москве на улицах» - продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; учить отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к родной стране.
Социально – коммуникативное развитие Дежурства: в уголке природы (мытье листьев растений). Учить детей протирать листья губкой.
Беседы: «Что делать в случае пожара?» (формирование адекватных представлений о профессиях, связанных с риском, о действиях в экстремальных ситуациях).
Закреплять умение дежурить по столовой: мыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу, расставлять тарелки и раскладывать ложки
С/р. игра "Уступи мне дорогу" - совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (водитель, пассажир, пешеход). Закреплять знания дорожных знаков и правил дорожного движения
Дидактическая игра «Свой, чужой, знакомый» - обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть
чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
Физическое развитие
Утренняя гимнастика
(формирование и совершенствование двигательных навыков)
Гимнастика пробуждения. Картотека. Комплекс № 4
(обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.)
Игровые упражнения: «Найди свое место», «Посадка картофеля», «Мяч в корзину» (развитие движений).
Игры-забавы: с бумажными самолетиками, змеями (поддержка психофизического здоровья).
Дыхательная гимнастика: «Ежик» (тренировка дыхательной системы).
Игры-забавы: с бумажными змеями (поддержка психофизического здоровья).
Подвижные игры «Рыбак и рыбки» - развивать ловкость детей, «Самолеты» - повышать двигательную активность детей, упражнять в умении ориентироваться в пространстве, бегать командами по всей площадке, приучать детей следить за своей осанкой во время бега. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Художественно – эстетическое развитие Слушание: «Дождик» Д. Шостаковича (развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения).
Пение: «Журавушка» Е. Зарицкой (формирование вокально-хоровых навыков).
Ознакомление с искусством живописи: «О какой тайне рассказывает нам натюрморт» (по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка») - вызвать у детей интерес к более сложному виду натюрморта, включающему изображение объектов живой природы. Вызвать у детей сопереживание, эстетическое отношение к содержанию картин, формировать умение высказывать свои суждения.
Самостоятельная деятельность дошкольников
Настольно–печатная игра «Веселые картинки» (упражнять в сборе разрезных картинок по образцу)
Самостоятельная работа в центре театрализованной деятельности «Изобрази героя» - вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, побуждать детей к двигательной активности
Самостоятельная деятельность детей в центре изодеятельности. «Составь флаг России.», формирование знаний у детей о Российском флаге. Рассматривание иллюстраций «Я шагаю по Москве» расширение представления о достопримечательностях Москвы.
Индивидуальная работа с детьми
Работа по развитию движений (игры с элементами спорта) «Чье звено скорее соберется?» - упражнять в умении строиться
Дидактическая игра «Найди свою цифру» - закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, названием числа и написанием цифр.
Дидактическая игра «Что, где?» - закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе; упражнять детей в счёте в пределах 10