Шубина Маргарита
Основы безопасности жизнедеятельности в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательности нет границ. Поэтому, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить, за ним нужен особый присмотр. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне.
Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности в воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
А ребенок может - из озорства или любопытства, плюс по своим физиологическим особенностям он не может самостоятельно определить всю меру опасности. И поэтому ребенок, оставшись без надзора взрослых, способен беспечно открыть кран газовой плиты, по неосторожности выпасть из открытого окна, из любопытства попробовать бабушкино лекарство. Все это становится причиной тяжелых увечий или даже смерти.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, обогащенностью жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом различных угроз.
Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Также занятия по ОБЖ направлены на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь.
Таким образом, взрослым следует помнить, что лучшая вакцина против несчастных случаев с детьми – воспитание и личный пример…
Но мы всегда должны помнить о том, что воспитание и формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Для того, чтобы работа принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.
Таким образом, человек (большой и маленький) может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции педагога посредством освоения данной темы; совершенствование навыков самостоятельной работы педагога по самообразованию. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
• Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
• Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся;
Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
Знание правил безопасного поведения на улицах города.
Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях.
Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками.
Уголок ОБЖ в группе оснащен:
• дидактическими играми;
• учебными макетами, перекрестками;
• книгами разных авторов на соответствующую тематику;
• справочной литературой: энциклопедии, справочники;
• строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
• транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;
• настольно-печатными играми;
• макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
• разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
• аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
• альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
• иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей.
Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это:
- гибкий режим дня;
- закаливающие мероприятия; - физкультурный зал;
- двигательный режим;
- музыкальный зал; музыкальный зал;
-тематические занятия.
-тематические занятия.
- полноценное питание, витаминизация;
- медицинский кабинет;
- соблюдение СанПиНов;
- спортивная площадка;
- физкультурный зал;
- двигательный режим;
- музыкальный зал;
-тематические занятия.
Перспективный план работы
Месяц
Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад. Беседа с детьми об истории транспорта, просмотр иллюстраций.
Памятка: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Анкета для родителей
«Безопасность наших детей на улицах города или села»
Октябрь Беседы: «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?». «О чём говорят дорожные знаки».
Консультация
«Ваш ребенок на улице»
Составление карты – схемы «Безопасный путь в детский сад».
Ноябрь Дидактические игры "Светофор", "Назови запрещающие знаки", "Собери дорожный знак"(разрезные картинки) Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».
Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»
Декабрь Дидактические игры: «Светофор», «Собери машинку по частям» Участие в акция «Письмо водителю» Доклад «Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников» Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
Январь Беседа на тему: «Гололед» Консультация «Зимние игры на улице: чем они опасны?» Составление Папки-передвижки «Зимние игры на улице: чем они опасны?»
Февраль Просмотр развивающего мультфильма пожарные машинки - Duration
Памятки «Пожарная безопасность»
Консультация «Пожарная безопасность»
Март НОД на тему «В мире опасных предметов».
Дидактические игры для «Опасные ситуации. Опасные предметы»
Консультация для родителей ДОУ. Безопасность ребёнка
Апрель Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками https://www.youtube.com/ Консультация «Что должен знать воспитатель о ПДД» Консультация: «Автокресло детям».
Май Активное участие в развлечении «Посвящение в пешеходы».
Показ мультимедийной презентации
«Детям о дорожных знаках»
«Подведение итогов по проекту и создание мини-музея «Светофорик».
Используемая литература:
1. Полынова В. К., Дмитренко З. С. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2011г.
2. Зайцева Г. К. «Расти здоровым» 2007г.
3. Козак О. Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» 2000г.
4. Нефедова К. П. «Бытовые электроприборы» 2007г.
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (сайт)