Галина Рязанцева
Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность
Публикация «Песочная терапия как нетрадиционный метод развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На мой взгляд, песок – это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он, например, плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая рисунок из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка – в ходе песочной терапии она обязательно «высыплется» на песчаную поверхность.
Но это далеко не единственный плюс песочной терапии : она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает ребенка позитивными эмоциями.
Также песочная терапия хороша тем, что при создании детьми тех или иных композиций на песке не требуются художественные навыки, как, например, в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии ребята раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой и речевой моторики, через использование метода песочной терапии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме песочная терапия;
2. Изучить необходимое оборудование для песочной терапии;
3. Создать необходимую предметно - развивающую среду. Подобрать разнообразный мелкий материал (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.).
4. Создать и разместить серии тематических консультаций для родителей по теме песочная терапия.
5. Провести серию подгрупповых тематических выставок детских работ.
6. Создать фотовыставку детских творческих работ.
7. Развивать речь детей в игровой деятельности, словесно-логическое мышление; речевое внимание.
Формы работы с детьми:
· совместная деятельность логопеда с детьми:
· индивидуальная работа с детьми
· Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка».
· свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
· анкетирование родителей
· консультации
· индивидуальные и подгрупповые беседы
· оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
· привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, проектные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей :
· развитие речи детей и ее основных функций;
· совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики;
· ориентация в пространстве;
· совершенствование навыков коммуникации;
· закрепление представления об окружающем мире.
· Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
· повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
· повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе песочной терапии для детей дошкольного возраста.
Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который
оказывает развивающее действие на детей.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Но особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком на световом столе. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а также происходит активное формирование речевой деятельности. Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки.
Во время игр с песком у ребенка повышается интерес к занятиям, появляется желание узнавать что-то новое, работать самостоятельно и в команде, экспериментировать. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникации ребенка. Стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, преодолеваются страхи, комплексы, повышается самооценка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи у ребенка. В связи с этим песочная терапия является незаменимым помощником в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Работая с детьми с нарушениями речи, порою наблюдаю у них замкнутость в общении, чувство страха перед речью, несформированность фонематических процессов, лексико – грамматических компонентов речи, неустойчивость внимания, трудности в переключении с одного действия на другое. Дети с тяжелыми нарушениями речи быстро утомляемы, забывчивы, им легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Эти задания можно предложить детям выполнить с помощью игры в песок.
При использовании элементов песочной терапии в своей практике, я решаю следующие задачи: развиваю коммуникативные навыки ребенка, ускоряю процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, увеличиваю словарный запас, повышаю уровень лексико – грамматического строя речи, фонематических процессов. Развиваю высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь, стабилизирую эмоциональное состояние ребенка в ситуации неуспеха. Повышаю интерес к занятиям и заданиям, которые вызывают затруднения при выполнении, а зачастую и отказ от выполнения, предполагая неудачу.
Вывод: После применения игр с песком в своей практике, дети с большим удовольствием посещают занятия, стараются все услышать, запомнить, выполнить. Они стали намного дружнее. Научились слушать собеседника, помогать друг другу, стали более внимательны и усидчивы, научились работать в команде, стабилизировалось и их эмоциональное состояние.
Техники рисования руками по песку
Песочная анимация имеет широкий спектр применения в работе с детьми: помогает снять стресс, понять ребенка, раскрыть его художественные способности, развивать мелкую моторику. Основные приемы рисования песком просты, и освоить их может любой дошкольник.
В традиционном рисовании используются кисти, карандаши, фломастеры и пр. Здесь же главный инструмент художника – его собственные руки.
Для начала ребенку необходимо научиться держать материал в кулаке и высыпать его в необходимом количестве. Попросите его взять щепоть песка и повернуть руку так, чтобы он сыпался тонкой струйкой. Покажите, что контролировать его можно, сжимая и разжимая ладонь. Важно – руки ребенка должны быть абсолютно сухими.
Затем изучите вместе, как выглядит тонкий и толстый слой на световом столе. Большая кучка выглядит темной и не пропускает свет. А там, где песка мало – свет яркий. Предложите ребенку пофантазировать, что можно изобразить, используя много и мало материала.
Далее можно переходить к изучению основных приемов рисования песком.
Насыпание и заполнение пространства
Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями – тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.
Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже – тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее – тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры – треугольник, круг, квадрат и т. д., и простейшие рисунки. От качества песка зависит, как будут ложиться линии – темнее по краю или в центре.
Кулак
Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой – облака или пену.
Ладонь
С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, изображая нотный стан, струны, провода.
Ребро большого пальца
Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.
Рисование пальцами
Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.
Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.
Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление.
С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.
Щепоть
Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет – когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.
Отсечение лишнего
Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто – ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.
Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.
Используемая литература
Литература : Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция - 2001.- вып. 10.-С. 42-47
Грабенко Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Дошкольная педагогика. -2004.№5.-С. 26-29
Жителева С. С. «Песочная терапия» /Ребёнок в детском саду. -2006.-№4.-С. 65-684.
Грабенко Т. М., Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева «Чудеса на песке» Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей; Санкт–Петербург, 1998 г. 5.
Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» «ТЦ Сфера», 2014 г.