Светлана Игнатова
Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей.
Задачи мастер – класса:
- Сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии.
Публикация «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
- Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
Ход мастер класса
Уважаемые коллеги!
Добрый день уважаемые коллеги!
А. С. Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных игр, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одними из эффективных развивающих игр, являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
И на сегодняшнем мастер-классе я хочу познакомить вас с Палочками Кюизинера и продемонстрировать некоторые приемы применения данной методики в работе с детьми.
Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о палочках Кюизенера.
Видеоролик
Работа с палочками Кюизенера подразумевает 2 этапа:
На первом этапе палочки рассматриваем просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. (возраст 3-5 лет)
На втором этапе палочки использую уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. (возраст 5-7 лет). И сегодня я покажу это на основных игровых упражнениях.
1. Один и много. Много и один.
Где один? Где много?
Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.
Понятие равенство показываем на палочках.
2. Понятие цифры.
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Давай подпишем фиолетовую палочку, и желтую… Как называется розовая палочка, давай подберем к ней цифру!
3. Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.
Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке голубого цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=
4. Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше).
4 больше 3 на 1 5 меньше 7 на 2
5. Натуральный ряд. Построение натурального ряда.
Первый этап: строим ряд до 5, второй этап — от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.
Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)
Еще одна исследовательская работа — доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.
6. Палочки можно объединить в семейки:
Белая семейка, красная семейка, синяя семейка, желтая семейка, черная семейка.
Можно отметить, что некоторые числа входят в несколько семеек. Как вы догадались, в семейки объединяются числа кратные 2,3,5 и простые числа. Один и семь – семейки — одиночки
7. Состав числа из двух меньших.
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Пример упражнений:
Соткем коврики.
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"
Возможны различные варианты.
Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
8. Составление задач по моделям.
Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.
У Димы было 3 машины ему подарили еще 2 сколько машин стало у Димы? На столе стояла 5 тарелок одну убрали, сколько тарелок осталось стоять на столе? …. и т. д. Фантазия детей безгранична.
Заключительная часть: Таким образом, использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.