МААМ-картинки

«Кошка и собака — наши соседи». Ознакомление с башкирским детским фольклором

Розалия Мирхайдарова
«Кошка и собака — наши соседи». Ознакомление с башкирским детским фольклором

Занятие по патриотическому воспитанию.

Тема: Ознакомление с башкирским детским фольклором.

Форма проведения: На яйляу.

Цель: познакомить детей с разными видами башкирского детского фольклора (потешки и пестушки, дразнилки, считалки, игровые прибаутки, заклички и приговоры, скороговорки и загадки);

чтение наизусть, разучивание скороговорок, обыгрывание башкирских народных игр;

воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.

Публикация «„Кошка и собака — наши соседи“, Ознакомление с башкирским детским фольклором» размещена в разделах

Материалы: башкирские национальные костюмы. Юрта, курай, кубыз и их мелодии, атрибуты для игр, иллюстрации об историческом быте башкирского народа.

Содержание занятия

1. Под музыку курая читаю стихотворение Фаузии Рахимгуловой:

«Откуда родом ты?»

«Откуда родом ты?» -

Меня спросили.

И я ответил гордо».

«Из России,

А если говорить точней -

С Урала я,

Там Родина -

Башкирия моя».

У наших гор

Вершины до небес,

И соловьиных песен

Полон лес,

Богаты недра

Нефтью, серебром,

Поляны ягодами,

А сердца - добром.

Там Агидель

Несется с горных круч -

Поток ее прозрачен

И могуч,

К великой Волге

Путь ее лежит,

Бегут года,

И Агидель бежит.

Давайте, ребята, сядем на крылья времени и перенесемся в старину, когда башкиры летом жили в юртах, кочевали и пасли стада на широких просторах нашей Родины. Закрыли глаза и перенеслись.

Мы сейчас на летовке, на яйляу. Повторите летовка, яйляу. Пока взрослые занимались по хозяйству, что же делали дети? Играли, пели песни, учились мастерству. За детьми смотрело старшее поколение. Тогда ведь не было детских садов и школ. И люди из поколения в поколение передавали знания в играх, в совместной деятельности, на посиделках и праздниках.

2. Важное место в детском фольклоре занимали потешки и пестушки.

Потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождали жизнь малыша. К примеру, одевая ребенка, приговаривали. (Ребенок с куклой читает стихотворение).

Идет гулять мальчишка

Где его пальтишко?

Где его варежки,

Чтоб не замерзли пальчики?

Пестушки - это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. (Все вместе).

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

То же на башкирском языке.

3. Мы еще знаем дразнилки. В дразнилках осмеиваются негативные проявления - упрямство, лень, жадность и т. д. Особое место занимали дразнилки про зверей и птиц. (Дети читают дразнилки).

Барый-Барый,

Барый - карый.

С пустяка арый

Будто бабай старый.

Вот сорока - белобока

Затрещала раньше срока.

Возьму сейчас палку,

Прогоню на свалку.

Кыш - кыш

Лети выше крыш!

4. Ребята вы любите играть? Какая игра может быть без считалки и игровой прибаутки. С их помощью дети делят роли.

- Какие считалки вы знаете? (Ребенок читает.)

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот водить пойдет.

Раз уж выбрали водящего, давайте поиграем в игру «Угадай по голосу».

Были, были, были мы.

Девочек двенадцать нас.

Собрались мы на доске

На заре не стало нас.

То же на башкирском языке.

- А кто еще считалку знает?

Алли – балли, двадцать салли,

Сахар, сахар, лампасы.

Там яма, здесь яма,

Уж давай-ка, выйди ты!

Давайте поиграем в игру «Слепой баран» или «Жмурки».

Все вместе:

Слепой дядя подожди,

Держись за ручку двери.

Варит кашу бабушка,

Съедает дедушка.

А ты нас ищи!

То же на башкирском языке. Игра повторяется.

5. Ой, ребята, тучи солнышко закрыли. Давайте произнесем закличку.

Хором:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Дай мне чашку, дай мне ложку,

Я покушаю немножко.

Вот и солнышко засияло.

Еще, какие заклички знаете?

(Читает один ребенок.)

Дождик, дождик, лей давай!

Ты, пшеница, поспевай.

Будет радости по больше

И богаче урожай.

6. Ох, Эллина, ты болтушка, тараторишь как сорока. Попробуй-ка произнеси скороговорки.

Серая кошка сидит на окошке.

Сидит Тагир на печи.

Уплетает калачи.

- О ком эта скороговорка? Что он делает?

- Повторяйте за мной.

- Повторяйте вместе со мной.

Индивидуальные проговаривания скороговорок.

7. Ах, чуть не забыла. У меня же для вас сюрприз. А какой, узнаете, отгадав загадку.

Есть у меня дружок певучий,

Дугой согнут. внутри язык.

Ласкает слух и лечит душу

О спутник мой, мой друг. Кубыз.

Играю на кубызе башкирскую мелодию «Шаль вязала». Танцую с шалью и пою.

Итог занятия.

- Где мы сегодня были? На летовке, на яйляу.

- Вам понравилось путешествие в старину?

- Как богат башкирский детский фольклор.

И мы оказалось, много знаем.

Наш долг - не терять это богатство и передать своим детям и внукам.

Любить свою Родину, свой народ и язык.

Читаю стихотворение Хай Мухамедьярова

Я славлю жизнь.

Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно душе!

Я день встречаю звонкими словами:

Цвети земля, цвети и хорошей.

Горжусь безмерно я моей землею,

Где привелось трудиться и творить.

Где каждый честный может стать героем,

Где каждый может подвиг совершить.

Ознакомление с окружающим миром. ОБЖ.

Тема: Кошка и собака - наши соседи.

Задачи: учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними; познакомить с народными приметами о кошках и собаках; научить, как обращаться с бездомными животными; как помочь им.

Материал: картины, на которых нарисованы разные породы собак и кошек, корм для собак и кошек; игрушки кошки и собаки.

Ключевые слова: правильное обращение с собакой, кошкой; уметь считаться с желанием, поведением животных; помогать друг другу; бездомные животные.

Содержание занятия.

1. - Ребята, отгадайте загадки.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.

Кошка.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком.

Собака.

- Вы догадались, о ком сейчас будем говорить?

- У кого из вас есть дома кошка?

- Как ее зовут?

- Что ест и пьет ваша кошка?

- Что умеет делать?

- За что вы любите свою кошку?

- Для чего нужны кошки?

Кошки одновременно доверчивые и хитрые, ласковые и хищные, домашние и дикие животные. Кошки всегда гуляют сами по себе. У кошек очень тонкий слух и хорошо развито осязание. Кошки слышат малейшие шорохи. Одинаково хорошо видят днем и ночью. Они родственники тиграм, львам, леопардам.

- У кого из вас есть собака?

- Какая кличка у вашей собаки?

- Чем вы кормите свою собаку?

- Что умеет делать?

- Для чего нужны собаки?

Собаки - существа, любящие нас больше, чем самих себя. Собаки охраняют наши дома, служат на границе, ловят нарушителей, пасут стада, спасают людей, есть даже ездовые собаки и цирковые.

Главные требования при воспитании собак: соблюдение чистоплотности, приучение к наморднику и поводку, различным командам. Выводить больших собак без намордника на прогулку запрещается.

Кошки и собаки умеют сами себя лечить, ищут свою лечебную травку. Слюна этих животных убивает бактерии. Они зализывают раны и ссадины, которые быстро заживают.

Есть много пород кошек и собак. У каждого из них свой характер, внешность, предназначение.

2. Физкультминутка. Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем.

А в песенке поется

О том, как мы живем.

Красота, красота

Мы везем с собой кота.

Чижика- собаку,

Петьку- забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот, компания, какая!

3. А вы знаете, ребята, по поведению кошки и собаки можно определить погоду.

Собака и кошка свернулись клубком - к морозу.

Кошка крепко спит - к теплу.

Собака катается на земле - к дождю и снегу.

4. Кто из вас знает стихи о кошках и собаках.

Дети читают стихи.

Наш котенок

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто, часто шерстку лижет.

Р. Селенин

- Кошки не любят сырость, воду, не купаются, а всегда чистые. Почему? Потому что они облизывают себя.

Пес.

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй, сунься вор—

Вмиг залает на весь двор.

А. Барто

- О чем это стихотворение? Собаки спят чутко. На малейший шорох просыпаются и лают. Так они охраняют нас от чужих.

Ничья кошка.

Это ничья кошка,

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье?

Холодно ей и сыро.

У кошки лапа болит.

А взять ее в квартиру

Мама не велит.

И. Токмакова

- Почему мама ребенка запрещает брать кошку домой?

Бездомными собаки и кошки оказываются по вине хозяев. Человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи. Бездомные животные бродят в местах пищевых отбросов и могут заразиться, заболеть.

(Котенок игрушка замяукал). Где он? Чей он? Откуда он к нам попал?

- Можно его сразу брать на руки? Нельзя, потому что он может быть больным или блохастым.

- Сейчас посмотрю. Все в порядке, он просто грязный. Возьмем его к себе? Нужно только привести его в порядок. Что нужно сделать?

(Моем в теплой воде, вытираем полотенцем, нальем молочка.)

- А как котенка назовем? Пушок.

- Ой, Пушок, наелся и опять плачет. А вдруг у него что-то болит? Что же нам делать? Обратиться к ветеринарному врачу.

- Какие правила мы должны знать?

1. Не трогать чужих животных, вы не знаете их характера.

2. Нельзя бездомных животных брать на руки.

3. Не выбрасывать кошек на улицу.

4. Не забывать во время, кормить их.

5. Не обижать животных.

6. Если домашние питомцы заболели, нужно обратиться в ветлечебницу.

7. Помните! Кошки и собаки очень любят вас, плачут и переживают разлуку с хозяином.

8. Чаще общайтесь с ними, играйте, ласкайте, разговаривайте.

Итог занятия.

- О ком мы с вами говорили?

- Что вы поняли и запомнили?

Напоследок, хочу прочитать стихотворение Е. Благинина

Котенок

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост - трубой…

До чего ж хорош собой!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Перспективный план кружка «Акбузат» (озакомление с башкирским языком как с государственным языком) октябрь - апрель Проект «Я познаю Башкортостан» Знакомство детей с башкирским языком; с особенностями культуры и быта, традициями башкирского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кошка и собака — наши соседи». Ознакомление с башкирским детским фольклором
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 15:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД