Карпова Анастасия Игоревна
Особенности проведения занятий по конструированию в младших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Детей учат не только различать, но и называть основные детали строительного материала (кирпичик, пластина, кубик, призма) Обучение этим умениям осуществляется на занятиях (при обследовании образцов дети называют детали, а так же после них во время уборки материала (сначала дети группируют детали по форме на столах, называют их, затем убирают в коробки) Можно использовать д/игры типа. «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».
Публикация «Особенности проведения занятий по конструированию в младших группах детского сада» размещена в разделах
Первые 2-3 занятия посвящаются закреплению умения располагать кир-пичики в ряд на плоскости. Малыши делают длинные и короткие дорожки, трамвайную линию и т. п. Вместе с тем детей учат различать признаки «короткий», «длинный» и обозначать их словом. Решается и задача обучения детей способам изменения постройки в длину: 1) замены мелких деталей на более крупные; 2)пристраивания. Например: воспитатель, после того как дети построят короткую дорожку, предлагает им соорудить длинную дорожку и объясняет, что это можно сделать по- разному: или заменить кирпичики пластинами, или приставить ещё несколько кирпичиков. Затем предлагает одним детям выполнить постройку первым способом, а другим – вторым. В конце просит объяснить, как они строили.
Следующие занятия необходимо посвятить обучению детей умению ставить кирпичики вертикально но узкую длинную и узкую короткую плоскости – сначала плотно друг к другу, затем на равном расстоянии друг от друга (загородка для животных, заборчик у дома). В этой простой постройке затруднения у детей вызывает замыкание пространства по четырёхугольнику и определение расстояния между кирпичиками. Воспитатель помогает расположить по углам каждой постройки столбики (два кубика, поставленные друг на друга, а затем дети уже сами ставят между ними кирпичики.
На последующих занятиях дети осваивают различные варианты ворот (из кирпичиков, из кубиков, из пластин, учатся располагать детали вертикально, делать простейшие перекрытия. Им – особое внимание. Объяснение: сначала нужно положить на стол деталь, из которой будет сделано перекрытие (кирпичик или пластина, слева и справа от неё построить столбики, установив детали так, чтобы их края не выходили за пределы перекладины, а затем поднять перекладину и положить её на столбики. Нужно показать, как сделать ворота более устойчивыми (укрепить пластину с двух сторон призмами). Дети строят разные вороты: широкие и узкие, высокие и низкие. Нужно добиваться, чтобы дети говорили какие ворота строят. Воспитатель показывает разные способы изменения конструкции в высоту. Спрашивает детей в конце занятия как они строили.
В конце года на двух занятиях осваивается тема «Мебель» (более сложные конструкции, чем в предыдущей группе).
Ведущими приёмами обучения являются использование образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки. В начале прохождения каждой темы воспитатель знакомит детей с реальным объектом, выделяет основные части, их практическое назначение. В начале каждого занятия воспитатель организует обследование образца. Порядок обследования: объект в целом (что это такое); выделение крупных частей постройки и их пространственное расположение по отношению друг к другу, затем – детали, из которых выполнена каждая часть ; затем снова обращается внимание на объект в целом. Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности возведения постройки (сначала ножки стола, а затем крышка). К анализу постройки привлекаются дети. С этой целью воспитатель обращается к ним с вопросами типа: «Какие части есть у стола? Из каких деталей построена крышка стола? Ножки?» Это постепенно приучает детей к самостоятельному анализу предмета. В процессе выполнения постройки воспитатель следит за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали. Если ребёнок допускает ошибку, не следует торопиться исправить её. Прежде всего нужно помочь ребё нку самому найти ошибку: воспитатель обращает внимание на образец и предлагает сравнить с ним его постройку. Если же ошибка характерна для многих детей, следует обратить внимание на образец всей группе. Предложить рассмотреть его ещё раз. В процессе рассматривания – подчеркнуть момент, который вызвал затруднения. Очень важно давать детям различные варианты одной и той же постройки, знакомить с различными способами её выполнения.
С детьми данной группы можно уже вводить на занятиях готовые схематические рисунки – простейшие изображения на бумаге некоторых особенностей предмета и его строения. Изображения составляют из линий или фигур простой геометрической формы. Например: прямая линия может изображать дорожку, параллельные линии – рельсы, контур квадратной формы – конфигурацию загородки. Можно давать детям изображения самих построек, состоящих из нескольких строительных деталей. Детали передаются на схемах соответствующими геометрическими формами (вид постройки – сверху или спереди) Например: дорожка, построенная из кирпичиков, изображается в виде ровной цепочки прямоугольников и т. п. Схематические изображения могут быть выполнены в масштабе постройки. Это позволяет в случае затруднения решать задачу практически: накладывать детали прямо на схему и совмещая их грани с контуром изображения. Такие рисунки используются на занятиях наряду с образцом и показом способа действий. Применение схематических рисунков помогает детям правильно размещать детали в пространстве, отрабатывать технику их соединения между собой, выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы в постройке.
Дети данной возрастной группы могут уже конструировать по памяти мебель. Сначала воспитатель напоминает, какую они мебель строили и из каких деталей, показывая при этом несколько образцов. Затем образцы убирают и дети выполняют две – четыре постройки по выбору. В основном, они повторяют образцы, но некоторые дети находят свои сочетания деталей. Воспитатель поощряет такие попытки творчества, привлекает к постройке внимание всех детей.
В конце занятия педагог должен организоватьигру детей с постройками: объединить постройки общим сюжетом, дать игрушки, показать, как их использовать, почитать стихи, потешки. На игру отводится 3-4 минуты. Игрушки должны быть соразмерны постройкам.
При анализе детской деятельности воспитатель отмечает не только её конечный результат, но и то, как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия, как играли со своими постройками.
Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются в свободной конструктивной деятельности. С этой целью педагог организует в группе строительный центр, куда помещает знакомый детям настольный и крупный строительный материал, разнообразные игрушки. Строительных наборов должно быть столько, чтобы одновременно могли заниматься строительством 5-6 человек. Руководство воспитателя направлено на закрепление знаний и технических умений, на развитие содержания конструктивной деятельности, на формирование умений играть с постройками, на установление правильных взаимоотношений между детьми. В этой возрастной группе воспитатель чаще всего сам обращается к детям с предложением что-то построить, напоминает, что они делали на занятиях, принимает непосредственное участие в конструировании и обыгрывании построек. Обучает умению аккуратно разбирать свои постройки, начиная сверху, группировать по формам.
Задание: Выполнить образец постройки – загородка для животного. Показ сопроводить объяснением.
Выполнить образец постройки – диванчик для куклы и провести анализ образца.
Обыграть постройку (длинная дорожка)