Марина Богдан
Занятие по речевому развитию «Осенний калейдоскоп по датам народного календаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед - Богдан М. В.
Педагогические ориентиры:
Расширить и закрепить у детей знания о датах народного календаря, явлениях происходящих в природе осенью. Продолжить знакомить с бытом, традициями, культурой русского народа.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Автоматизировать ранее нарушенные звуки в связной речи.
2. Употреблять относительные прилагательные.
3. Закрепить навыки согласования существительных с
прилагательными в роде, числе, падеже.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Осенний калейдоскоп по датам народного календаря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. Закрепить навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов.
5. Развивать связную речь.
6. Закрепление эпитетов и сравнений в связной речи.
7. Формировать навыки слогового чтения.
8. Развивать мимические мышцы лица.
9. Развивать просодические компоненты речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать высшие психические функции (внимание, память,
мышление, воображение.)
2. Развивать умение соотносить речь и движение (стихи, поговорки,
игры, хоровод.)
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству
2. Приобщать детей к народному творчеству через поговорки, игры хороводы, народные костюмы и окружающие предметы. 3. Развивать коммуникативные функции речи. 4. Воспитывать трудолюбие, любознательность.
Закончилось лето, подходит к концу осень. Много старинных праздников и обычаев отмечал русский народ. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них.
Дети : На завалинках, в светелке слайд -2 Иль, на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели слайд-3
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Русский хоровод «Во поле березка стояла» входят дети и садятся на стульчики
Ведущий: Ребята подскажите словечко: Если на деревьях листья пожелтели, слайд-4 Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года…. (осенью) зовется.
Ребята давайте вспомним некоторые осенние дни из народного календаря.
Дети: Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! Сентябрь слайд-5 Ведущий: Конечно же - это сентябрь. Как называется в сентябре день, когда заканчивался сбор грибов?
Дети: Этот день назывался - Тит грибник.
Ведущий: Когда был последний сбор урожая лука.
Дети: Последний сбор урожая лука был в Луков день.
Ведущий: Кто знает поговорки о сентябре? Дети: Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре синица просит осень в гости. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре – одна ягода, да и та горькая рябина.
Ведущий: А почему так говорят? Холоден сентябрь, да сыт.
Дети: Становится холодно, люди собрали урожай овощей (слайд-6), фруктов (слайд -7), ягод (слайд -8, грибов (слайд -9), хлеба (слайд -10)
Ведущий: Что же мы можем приготовить из даров природы? слайд -11
Мы можем: выжать сок, приготовить начинку для пирогов, сделать салат, сварить суп.
Давайте приготовим для наших гостей угощенье. Каждый приготовит свое блюдо. Возьмите карточки и расскажите кто, что будет готовить.
Дети: Я приготовлю начинку для пирогов – ягодную, фруктовую, грибную, овощную.
Сделаю салат - фруктовый, овощной, грибной.
Сварю суп - из овощей - овощной, из грибов - грибной.
Сварю варенье – яблочное, малиновое, грушевое.
Выжму сок – овощной: томатный, морковный, капустный …
Выжму сок фруктовый: яблочный, грушевый, сливовый…
Ведущий: Молодцы! Присаживайтесь на лавочки. Ведущий: Как в старину называли сентябрь? Дети: В старину сентябрь называли - ревун, осенины, хмурень.
Дети: Слезки капают из тучи-
Плачет дождик певучий,
Хмурой осени художник-
Хлюпает по лужам (дождик) слайд -12
Ведущий: Почему сентябрь в старину – называли хмурень?
Дети: Осенью часто идут дожди, и стоит хмурая погода Ведущий: Покажите, как мы с вами умеем хмуриться – мимическое упражнение
«Солнышко - дождик»
А про что можно сказать - Хмурая? - погода, осень
Хмурый: день, человек, вечер. Хмурое : небо, утро, лицо (игра с мячом)
Вот и закончился сентябрь.
Дети: Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь) слайд -13
Ведущий: А, в старину еще говорили : «Пришел к нам октябрь-батюшка, привел с собой праздник Покров.
Дети: - Вот так чудо- чудеса-
Пожелтели все леса,
Осень землю покрывает
Пестрым праздничным ковром-
Так природа поздравляет
Нас с великим Покровом.
Ведущий: Мы знаем, что само название Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, и люди заканчивали все полевые работы.
А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? слайд -14
А поможет нам волшебный экран.
Дети:
Маленькое дело лучше любого безделья. слайд -15
У плохой пряхи нет для себя рубахи. слайд -16
Без труда - не поймаешь и рыбки из пруда слайд -17 Игра «Собери поговорку» - дети читают части поговорок и собирают целую поговорку.
Сделал дело - гуляй смело.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делано наспех - сделано на смех
Ведущий : Молодцы! Выходи честной народ,
Не пыли дорожка.
Выходи скорей сюда
Поиграть немножко.
Физкультминутка-логоритмика: импровизация движений в такт стихотворению. У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей и все без бровей (руками провести по бровям)
С такими ушами (разводят руки в стороны)
С такими глазами (пальцы в колечко перед глазами)
С такой головой (смыкаем руки над головой)
С такой бородой (движение рук от подбородка вниз с наклоном)
Ничего не ели, (приседают на корточки, руки подпирают подбородок)
На нее глядели. Делали вот-так. Ведущий: А еще, Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где рассаживались в избе на посиделки? Отгадайте загадку:
Наша барыня - сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила.
Пирогов нам напекла. Дети: Это печка слайд -18
Ведущий: Для чего нужна людям печь? Дети: Печь нужна : для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна. Ведущий: А кто же складывает печь в избе? Дети: Печь в избе складывает печник. Ведущий: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения? Дети: В сказках «Гуси лебеди» слайд -19 «По щучьему велению…» слайд - 20 Ведущий: Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?
Дети: Печная утварь это то, что помогает хозяйке у печи. Ведущий: Я загадаю загадки, а вы должны узнать этот предмет.
Помогаю я хозяйке
Ухватить чугунок жаркий (Ухват) Дети отгадав загадку, находят предмет около печи.
Поправить топку поможет ловко
Помощница огня,
Трудяга… (кочерга) Варят суп во мне и щи,
Ты в печи меня ищи. (Чугунок) Ведущий: Интересно, что-же нам в чугунке приготовила хозяйка?
А вот и подсказка.
Хозяйка варила овощи, а какой овощ угадайте, посмотрев на схему слайд-21
-фонематический анализ, синтез слова КАПУСТА
-Сколько звуков, слогов в слове капуста? – назовите гласные, глухие согласные ; характеристика 5 звука
Уберите первый слог – что получится? ПУСТА В чугунке пусто.
Ведущий: Чем лучше всего топить печь? Дети: Лучше всего топить печь дровами. Ведущий: Да, без дров не изба не топится, а дрова надо наколоть.
Логоритмика :
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Колю дрова на улочке
Гори, гори жарче печь.
Будут дети блины печь.
А теперь надо сложить дрова в поленницу.
В первую поленницу - поленья на которых название картинок состоит из 1 слога, во вторую из 2слогов, в третью из 3 слогов. корж, блин; бублик, калач, сушки, пышки; пироги, рогалик, баранки, каравай. Ведущий: Всем известно,что подружки
- Мастерицы петь частушки.
Приготовьте-ка ладошки,
Аплодируй от души,
Чтоб веселые девчушки
В гости к нам сейчас пришли.
Частушки
Настал батюшка _Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро-скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.
Ведущий: Вот и пришел последний месяц осени
Дети: Поле серо-белым стало. слайд-22 Падает то дождь, то снег
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь) Ведущий: А по народному календарю, как называли ноябрь?
Дети: Ноябрь в народе называли - грудень, полузимник. Ведущий: Кто стоит там у ворот? Кто же в гости к нам идет?
Входит - Матрена Зимняя.
Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Да, я Матрена – как зима ядрена. слайд-23
Зима встает не ноги, морозы налетают.
А какие поговорки вы знаете про меня? слайд-24 Дети : Если в этот день гусь войдет на лед, то будет еще плавать по воде. (картинка на экране)
Иней- урожай овса, дождь –пшеницы. Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе будет.
Слайды : 25 26 27 Матрена : На горушке – избушка,
Живет в ней старушка.
Сидит на печи, жует калачи.
Давайте и мы с вами из теста приготовим калачи. слайд-28 Дети из теста делают калачи.
Матрена собирает все калачи на поднос, благодарит. А я для вас и гостей приготовила баранки.
Дети поют: Ах, качи, качи, качи-напекли мы калачи.
Напекли мы калачи с пылу, с жару из печи.
Матрена зимняя:
Гостям рада, что пришли,
Для нас времечко нашли.
Были здесь у нас забавы,
Представления на славу.
Мы потешать вас спешили,
Может быть и рассмешили.
И вернулись как во сне,
К нашей русской старине.
На этом наши посиделки подошли к концу. слайд-29