Маргарита Смоляк
Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста с учётом здоровьесберегающих технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста с учетом здоровьесберегающих технологии»
СД 1. Что такое здоровье - отсутствие болезней и физических дефектов.
СД 2. Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Для нас, педагогов и родителей, на первом месте всегда остается здоровье наших детей!
Публикация «Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста с учётом здоровьесберегающих технологии» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия в детских садах улучшается обмен веществ,укрепляется опорно-двигательныйаппарат. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.
СД. 3. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля,самостоятельность. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
СД. 4. На сегодняшний день, эту проблему решить можно, с помощью здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя занятия направленные на сохранение и стимулирования здоровья детей.
СД. 5. Главная цель каждого педагога при использовании здоровьесберегающих технологий – сохранять и укреплять здоровье детей. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
СД. 6. В своей работе я использую следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы – физминутки (на занятии, на прогулке, подвижные игры (на занятии, на прогулке, в свободной деятельности, в совместной деятельности, релаксация (перед сном, на занятии, перед прогулкой, гимнастика пальчиковая (на занятии, вне занятий,в свободной деятельности, в совместной деятельности, гимнастика для глаз (на занятии,в свободной деятельности, в совместной деятельности, гимнастика дыхательная (на утренней гимнастике, на прогулке, на занятии, гимнастика бодрящая или пробуждения (после сна, на кроватке).
СД. 7. На первом месте по развитию двигательной активностииспользуются, конечно же, подвижные игры, это обязательный вид деятельности для детей, давно доказанный многими известными педагогами факт, положительного влияния на ребенка. Поскольку в таких играх ребенок активно двигается, учится реагировать на сигналы и выполнять различные действия, все это активизирует детей, побуждает в игре развиваться, тем самым ребенок сам того не замечая становится крепче физически развитей выносливей. Основной вид деятельности детей игра, по этому, именно с помощью игры, решаются такие важные задачи, направленные на развитие двигательной активности детей. Это такие игры как «Птички и автомобиль», «Волки и овцы», «Зайка сереньки умывается». Помогают нам в поддержание интереса к игре, различные атрибуты это и маски,шапочки и медальки с изображением персонажа.
СД. 8. Динамические паузы (или физминутки) используются повсеместно, с целью профилактики утомления. Детям раннего возраста это необходимо, поскольку внимание еще рассеяно и утомляемость повышена. Ребенок не может, что то выполнять длительное время, в силу своих возрастных особенностей, а такие паузы позволяют ребенка разрядить, сконцентрировать внимание и самое главное снять напряжение.
СД. 9. Цель таких физкультминуток:
• смена вида деятельности;
• предупреждение утомляемости;
• снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• активизации мышления;
• повышение интереса детей к ходу занятия;
• создание положительного эмоционального фона.
Проведение динамических пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.
СД. 10. Утренняя гимнастика это обязательный элемент утреннего режимного момента, дети приходят в детский сад еще с утра вялые и не проснувшиеся, а на зарядке ребенок разминается, улучшается обмен веществ и появляется хорошее настроение. Гимнастика проходит под веселым музыкальным сопровождением и оборудованием. А дети очень любят музыку, и она дает положительный толчок на выполнение разных движений.
СД. 11. Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
• снятия напряжения;
• предупреждения утомления;
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Обычно образец выполнения каждого действия я показываю, а дети повторяют за мной.
СД. 12. Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Когда мы с детьми выполняем дыхательную гимнастику то я соблюдаю следующие правила. Ее рекомендуется проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи и не проводить в холодное время года на ПРОГУЛКЕ. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
СД. 13. И, конечно же, пальчиковая гимнастика – это особенно полезный вид деятельности, поскольку не только активизирует детей на выполнение различных движений, но и развивает речь, память, умение имитировать и выполнять по показу. Дети очень любят выполнять такую гимнастику со мной и без моего руководства, в самостоятельной деятельности сами производят упражнения из пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
СД. 14. Гимнастика после сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости
, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.
Комплексы бодрящей гимнастики составляются один на две недели. В течение этого времени дети запоминают упражнения и без труда и с радостью их выполняют.
СД. 15. В работе с родителями я советую консультации, для того чтобы было понимание о важности движения в раннем возрасте, такие как «Движение это жизнь дошкольника», «Ключи к здоровью вашего ребенка», «Игры дома и на улице».
В физкультурно-оздоровительной работе полноценный результат можно
получить только совместно с семьёй. Поэтому я стараюсь вовлечь в эту
работу и родителей наших малышей. Формы работы использую как
традиционные — повышение педагогической культуры родителей, используя
информацию в родительских уголках, консультации, родительские собрания.
Так и элементы инновационной работы – проведение совместных развлечений, проведение мастер-классов по ознакомлению родителей приемам пальчиковой гимнастики, изготовление нетрадиционных пособий для развития моторики.
СД. 16. Мы изготавливали такие пособия для игр с детьми:
«Кто быстрее поймает рыбку» использовали шнурок, корпус от фломастера и
шили рыбок из фетра. А также игра «Ловишки»
Для которой мы использовали обрезанные бутылки, яичкиоткиндер – сюрприза и шнурок.
Заключение.
Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. И мы должны помочь нашим детям вырасти здоровыми и эмоционально
Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, и используется в комплексе. Здоровьесберегающая деятельность в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.