Лариса Лысенко
Неправильная физкультура в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Неправильная физкультура в детском саду.
Человек- высшее творение природы.
Но для того, чтобы сполна насладиться ее
сокровищами, он должен отвечать, по
крайней мере, одному требованию-
быть здоровым.
Уважаемые коллеги, сегодня мы посмотрим на проблемы физического воспитания и оздоровления наших детей по- другому, с позиции «наоборот».
Публикация «Неправильная физкультура в детском саду,» размещена в разделах
Вы много читали, изучали как нужно проводить занятия по физической культуре, т. е учились правильным педагогическим вариантам. Сегодня мы с вами рассмотрим те же типичные психологические, методические ошибки и даже «ляпсусы», которыми пока еще изобилует наша дошкольная педагогика.
Итак, речь пойдет о неправильной физкультуре, т. е о том, чего следует избегать на занятиях по физической культуре в детском саду.
Мы, педагоги, начинаем строить свои отношения с детьми с обращенной к ним речи. Язык- наш главный профессиональный инструмент. И владеть им мы должны в совершенстве. При организации детей и проведении с ними занятия по физической культуре мы обращаемся к подопечным
ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА!
Не совсем понятно, ребята- это кто? Ребята-это мальчики. А, девочки что, тоже относятся к категории ребят? Часто слышны и такие варианты:
ЗА МНОЙ, РЕБЯТА!
РЕБЯТА, НЕ ТОЛКАЙТЕСЬ!
РЕБЯТА, ПОСТРОИЛИСЬ!
Не надо забывать, что перед нами мальчики и девочки, будущие юноши и девушки. С позиции гендерного воспитания видится некорректным среднеполое обращение «ребята».
В этом плане не совсем удачны и другие варианты:
ДЕТИ, ПОДОШЛИ ВСЕ КО МНЕ!
А СЕЙЧАС, ДЕТИ МЫ ОТПРАВИМСЯ НА ПРОГУЛКУ!
Обращение «дети» может показаться нормальным, и это действительно так, если применять его не часто, не постоянно.
Довольно часто употребляются и такие обращения:
МЛАДШАЯ ГРУППА, ПОСТРОИЛИСЬ!
ШЕСТНАДЦАТАЯ ГРУППА, БЕГОМ КО МНЕ!
Опять этот командно-бригадный подход. За всем этим мы теряем личность каждого ребенка, как бы «размываем» ее. Обращение к человеку и ребенку должно быть в большей степени персонифицировано.
Особо хочется сказать о «таканиях», закрепившихся среди педагогов и родителей. Примеры таких нежелательных оборотов:
ТАК, ДЕТИ, ВСЕ ПОСМОТРЕЛИ НА МЕНЯ!
ТАК, ИДЕМ ПЕРЕОДЕВАТЬСЯ НА ФИЗКУЛЬТУРУ!
ТАК, ЮРЕНКО, СНОВА БЕЗ СПРОСА ОБРУЧ ВЗЯЛА!
Этакий паразит, забравшийся в речь людей. Например, доброе задумчиво-протяжное «та-а-к» может означать: что, тут у нас по плану? А вот низкое и протяжное «та-а-а-ак» с угрожающими интонациями ничего хорошего не предвещает. А ведь как прекрасен и многообразен русский язык!
О построениях и перестроениях детей в начале занятия по физической культуре. Ну не можем мы без них. Меняем детей местами, выравниваем, заставляем замолчать. Так проще, легче управлять когда все делают одинаково и одновременно. Уважаемые коллеги, а ведь это самый нежелательный в плане личностного развития вариант. Работая со всеми, нужно работать с каждым!
А строй и подсчет как раз и предполагают одинаковость, т. е обезличивание педагогического процесса. Можно аргументировать использование строевых команд в начале занятия по физической культуре в качестве организующего педагогического приема. Но ведь существует масса более интересных, воспринимаемых детьми на «ура» методических приемов организации группы.
Прежде всего, это игровой подход, какая- либо игровая изюминка, способная собрать детей и естественным образом мобилизировать их на предстоящее педагогическое действо. При этом педагогу не потребуется кричать, нервничать и загонять детвору в строй, кстати, самую неестественную форму расположения людей в пространстве. Если уж говорить о формах организации детей на занятии по физической культуре, то ничего уютнее круга, кругового варианта расположения детей и не придумано. Круговая, овальная форма организации детей является наиболее оптимальной по многим позициям. Во первых, при таком варианте хорошо видно и слышно педагога, создаются условия для эффективного показа и обучения, появляется необходимая свобода для выполнения тех или иных физических упражнений.
Чтобы полноценно освоить и понять суть оздоровительных технологий, педагоги должны их сначала опробовать не себе. Начинать нужно с себя. Систематические занятия физической культурой, активная жизненная позиция должны стать нормой для нас с вами, только после этого мы сможем донести их необходимость нашим детям. Первоначальный секрет обретения хорошей физической формы очень прост- всегда выполнять упражнения вместе с детьми от начала до конца. Вместе отжиматься, ползать на четвереньках, выполнять бег, прыжки. Странная картина, когда педагог стоит в стороне и руками показывает, что надо детям делать. Это как- то непедагогично. Лучшее доказательство того, что нужно делать- делать это самому!
Физкультура без спортивной формы – бесформенная физкультура! Итак, в понятие «физическая культура» входит и такой аспект, как культура спортивной экипировки. Она должна прививаться малышам с детства. В этом плане воспитатель должен являть собой пример- ведь дети смотрят на нас и подражают нам!
Другой крайностью при взаимоотношениях с детьми является традиционная ситуация называемая «пастух и стадо». Характерным ее признаком является то, что дети существуют сами по себе. Дети разбредаются по всей территории площадки, на время забывая, что у них есть воспитатель. С одной стороны, вроде бы, это хорошо- предоставить детям свободу действий! Но это не так. Для реализации свободных желаний детей на территории детского сада должны быть созданы соответствующие двигательно-игровые условия, при которых у ребенка были бы десятки вариантов активного времяпрепровождения. Но это не всегда так, поэтому воспитатель должен стать инициатором многочисленных физкультурных развлечений, игр, эстафет. Именно мы должны придумывать для своих подопечных различные педагогические приключения, в которых дети будут познавать большой мир и действующие в нем законы.
При взаимодействии с детворой на площадке следует придерживаться «фристайл», т. е свободного стиля двигательно –игрового поведения подопечных, но при этом сделать его педагогически управляемым, а не хаотичным.
Все знают, что с детьми нужно побольше играть и именно через игру решать все необходимые педагогические задачи.
Играя- оздоравливать,
Играя-воспитывать,
Играя-развивать,
Играя-обучать!
При подготовке информации использованы материалы из книги «Неправильная физкультура» (в детском саду и школе). Николай Ефименко, второе издание 2016год.