Юлия Ромах
Конспект НОД «Неофициальные символы России. Матрешка, балалайка, береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Неофициальные символы России. Матрешка, балалайка, береза
Методическая разработка
непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы
Тема: «Неофициальные символы России»
Цель: формирование представлений о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о неофициальных символах России.
Задачи образовательных областей:
Образовательные:
-Познакомить с неофициальными символами России : матрешкой, балалайкой, березой.
Публикация «Конспект НОД „Неофициальные символы России, Матрешка, балалайка, береза“» размещена в разделах
- Балалайка
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).
-Обогатить словарный запас детей новыми словами.
-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
Развивающие:
-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к символам понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны
-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа : чтение произведений русских писателей о Родине, природе ; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»; рассматривание иллюстраций книг, картин, флагов, гербов страны; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; коммуникативные игры.
Оборудование: дерево, матрешка, игрушка- медведь, картинки с изображением ромашки, матрешки, медведя, слайд-шоу о символах, картинки со следами животных, запись песни, пластилин, картон.
Планируемые результаты НООД (целевые ориентиры образования) :
воспитанники:
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-проявляет ответственность за начатое дело.
-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
-с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, чувство веры в себя.
Организация и методика проведения непрерывной основной
образовательной деятельности
I. Вводная часть (организационно-мотивационный этап).
Дети входят в группу.
Воспитатель. Поприветствуем друг друга.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
–ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Звонок, электронное письмо. Что это?
На экране флаг другой страны, и символ.
Гость. Здравствуйте ребята. Я живу в Канаде и изучаю русский язык. У моей страны есть национальный символы : флаг и герб, гимн, еще у моей страны есть неофициальные символы : дерево клен, животное лось. Я люблю путешествовать по разным интересным странам и заводить новых друзей. А хочу больше узнать о вашей стране. Расскажите о ней.
II. Основная часть (содержательно-деятельностный этап)
Воспитатель:
Что мы можем интересное рассказать о нашей стране? Ответы.
Воспитатель: Может мы с вами не просто напишем письмо, а отправим для него посылку. Мы подарим что-нибудь такое, что для всех людей на свете связано с нашей любимой Родиной.
Воспитатель: как называется страна в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель : Правильно. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
Воспитатель: Что мы можем ей отправить такое, чтобы она могла узнать нашу страну?
Дети: цветы, открытку, сувенир
Воспитатель: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.
Воспитатель: А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто знает как они называются?
Дети: Герб, флаг и гимн.
Воспитатель :Ребята, положим государственные символы в посылку?
Воспитатель кладет карточки с изображением официальных символов (герб, флаг) России в посылку.
Воспитатель: Вот официальные символы России мы уже приготовили. А теперь поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Эти символы когда-то давно придумал русский народ. и называются они- неофициальными символами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь национальные символы нашей страны?
Дети : балалайка, самовар, шапка-ушанка
Воспитатель: Какие есть еще, вы сейчас узнаете.
Послушайте загадку:
На ней висят, не свесив ножек
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза,
Зовут красавицу-
Дети: Береза.
Воспитатель: Правильно ребята. Белоствольную берёзу с давних пор чтут и любят в народе. Она поила, лечила, мысли сберегала на бересте, утешала, радовала взор, давала свет в крестьянских избах — всего и не перечтёшь. В старину у славян год начинался весной, и встречали его с берёзой, а не с елью. И первый месяц нового года назывался БЕРЕЗЕНЬ.
Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте. Отрывок из стихотворения прочтет для нас Вика.
С. Есенин
Белая береза под моим окном
При накрылась снегом точно серебром.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
Воспитатель. Прежде чем продолжить нашу беседу, мы немного разомнёмся. Встаньте около стульев руки на поясе и повторяйте движения за мной.
Физминутка «Весенняя березка».Методическая разработка
непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы
Тема: «Неофициальные символы России»
Цель: формирование представлений о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о неофициальных символах России.
Задачи образовательных областей:
Образовательные:
-Познакомить с неофициальными символами России : матрешкой, балалайкой, березой.
-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).
-Обогатить словарный запас детей новыми словами.
-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
Развивающие:
-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к символам понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны
-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа : чтение произведений русских писателей о Родине, природе ; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»; рассматривание иллюстраций книг, картин, флагов, гербов страны; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; коммуникативные игры.
Оборудование: дерево, матрешка, игрушка- медведь, картинки с изображением ромашки, матрешки, медведя, слайд-шоу о символах, картинки со следами животных, запись песни, пластилин, картон.
Планируемые результаты НООД (целевые ориентиры образования) :
воспитанники:
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-проявляет ответственность за начатое дело.
-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
-с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, чувство веры в себя.
Организация и методика проведения непрерывной основной
образовательной деятельности
I. Вводная часть (организационно-мотивационный этап).
Дети входят в группу.
Воспитатель. Поприветствуем друг друга.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
–ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Звонок, электронное письмо. Что это?
На экране флаг другой страны, и символ.
Гость. Здравствуйте ребята. Я живу в Канаде и изучаю русский язык. У моей страны есть национальный символы : флаг и герб, гимн, еще у моей страны есть неофициальные символы : дерево клен, животное лось. Я люблю путешествовать по разным интересным странам и заводить новых друзей. А хочу больше узнать о вашей стране. Расскажите о ней.
II. Основная часть (содержательно-деятельностный этап)
Воспитатель:
Что мы можем интересное рассказать о нашей стране? Ответы.
Воспитатель: Может мы с вами не просто напишем письмо, а отправим для него посылку. Мы подарим что-нибудь такое, что для всех людей на свете связано с нашей любимой Родиной.
Воспитатель: как называется страна в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель : Правильно. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
Воспитатель: Что мы можем ей отправить такое, чтобы она могла узнать нашу страну?
Дети: цветы, открытку, сувенир
Воспитатель: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.
Воспитатель: А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто знает как они называются?
Дети: Герб, флаг и гимн.
Воспитатель :Ребята, положим государственные символы в посылку?
Воспитатель кладет карточки с изображением официальных символов (герб, флаг) России в посылку.
Воспитатель: Вот официальные символы России мы уже приготовили. А теперь поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Эти символы когда-то давно придумал русский народ. и называются они- неофициальными символами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь национальные символы нашей страны?
Дети : балалайка, самовар, шапка-ушанка
Воспитатель: Какие есть еще, вы сейчас узнаете.
Послушайте загадку:
На ней висят, не свесив ножек
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза,
Зовут красавицу-
Дети: Береза.
Воспитатель: Правильно ребята. Белоствольную берёзу с давних пор чтут и любят в народе. Она поила, лечила, мысли сберегала на бересте, утешала, радовала взор, давала свет в крестьянских избах — всего и не перечтёшь. В старину у славян год начинался весной, и встречали его с берёзой, а не с елью. И первый месяц нового года назывался БЕРЕЗЕНЬ.
Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте. Отрывок из стихотворения прочтет для нас Вика.
С. Есенин
Белая береза под моим окном
При накрылась снегом точно серебром.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
Воспитатель. Прежде чем продолжить нашу беседу, мы немного разомнёмся. Встаньте около стульев руки на поясе и повторяйте движения за мной.
Физминутка «Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (Дети ритмично ходят дробным шагом).
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно (Покачивают головой).
И птичек в гости всех зовет. (Взмахивают руками).
Раскроет свои руки-ветки, (Разводят руки в стороны).
Опустит ветки-пальцы вниз, (Сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки, (Покачивают руками вверху).
Чтоб лучик на ветвях повис.
Воспитатель: А знаете ли вы, чем еще знаменита Россия?
Воспитатель: Березка для нас приготовила подсказки на своих веточках. Открываем 1 конверт
1 подсказка – конверт со следами
Воспитатель: Ребята, тут очень много разных следов, как вы думаете, кому они принадлежат? Давайте разбираться?
Дидактическая игра «чей след» (можно вставить загадки)
Воспитатель: Ребята, что же своей подсказкой нам хотела березка сказать? Что наша страна богата и знаменита дикими животными. Где живут дикие животные? Следы скольких животных мы определили? Дети: Волчьи, заячьи, лисьи, медвежьи.
Воспитатель: Ребята, а какой зверь считается хозяином в российских лесах?
Дети: Медведь. Воспитатель: Конечно же хозяином российских лесов считается бурый медведь. Медведь -хозяин леса. Он действительно большой, сильный. Это одно из самых крупных хищных животных нашей планеты. Он не просто силен, он могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно быстрым и ловким. Он прекрасно плавает, ныряет, преодолевая горные реки, изумительно ловко и бесшумно лазает по труднодоступным местам, в горах и тайге, в поисках пищи. Неуклюжим он лишь кажется, когда одет в зимнюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются жировые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека. Медведь-символ богатырской силы, добродушия и ярости, но он может быть послушным, даже смешным. Ребята, где можно встретить такого медведя?
Ответы. Конечно же в цирке. В России люди давно научились приручать медведей, они легко поддаются дрессировке, в цирке мы их видим танцующих, ездящих на велосипеде. Но несмотря на это- медведь все же самый сильный зверь, национальный символ. (прикрепить)
Воспитатель : Еще одним символом является цветок. А вот какой нам предстоит узнать.
Игра «Собери цветок».
Педагог. Итак, что же является третьим символом России?
Дети: Ромашка. (Вывешивание слова – отгадки).
Педагог. Правильно. Ромашку во все века почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали: «любит - не любит, сбудется – не сбудется». Цветки ромашки вышивали на платках, одежде, рисовали на горшках и матрешках. Каждый год 8 июля в нашей стране отмечают праздник День семьи, любви и верности и ромашка является символом этого праздника.
Дети смотрят изображение.
Воспитатель: Пойдемте, узнаем, какою следующую подсказку приготовила для нас березка
Открываем конверт – загадка
Воспитатель: Прячется от нас с тобой одна куколка в другой.
На косыночках горошки, что за куколки? Дети: Матрешка.
Воспитатель: Родилась матрешка более чем сто лет назад.
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья (слайд). Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать похожую. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, изобразил ее с красивым цветком в руке. И назвал матрёшкой. Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Поэтому матрешку любят и взрослые и дети. Что вы можете сказать о матрешке, матрешка какая?
Дети:(ответы)
Воспитатель: Матрешка тоже является неофициальный символ России. Мы и ее тоже положим в посылку!
Воспитатель: Ребята, на веточках еще подсказки остались? Дети: Нет.
Воспитатель: а береза является неофициальным символом России
Воспитатель: как же нам с вами отправить для нашего гостя березку? Как быть? Что нам делать?
Дети: Мы можем нарисовать, сделать аппликацию.
Воспитатель: Я предлагаю выложить из пластилина березу на картоне. Проходите к своим столам. Вспомните как правильно нужно сидеть за столом? Ребята а какими приемами лепки мы с вами воспользуемся выполняя данное занятие? Ствол – палочка колбаска, листики – отщипываем кусочек и прижимаем к листу картона.
Дети: ответ.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ну что ж, молодцы ребята, посылку мы собрали, осталось ее только упаковать и отправить по почте. А теперь вспомните, о чём мы сегодня с вами говорили? Назовите мне государственную символику России?
Дети: флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Назовите мне некоторые неофициальные, народные символы России?
Дети: Матрешка, медведь, береза.
Что вам запомнилось на нашем мероприятии?
Чем понравилось заниматься? Что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые.