Татьяна Буданова
Семинар для педагогов. Тема: «Личностные особенности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Вводная часть: Здравствуйте, уважаемые участники!
Антуан де Сент – Экзюпери сказал, что единственная на земле роскошь – это человеческое общение.
В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи; передается необходимая информация, обсуждаются и решаются важные вопросы.
Чтобы наше общение было приятным и полноценным необходимо познакомиться. Чем мы сейчас и займемся.
Задание №1. «знакомство»
Публикация «Семинар для педагогов, Тема: „Личностные особенности дошкольников“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Предлагаю Вам задуматься о том, что в Вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «лед и пламя», «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива» и. т. д.
Подумали. Сейчас по кругу, по очереди начинаем представляться. Называем свое имя, а затем назовите несколько слов о себе, о своей сути.
Мы сделали один шаг на встречу друг другу. Итак, знакомство состоялось.
Следующее задание поможет нам настроиться на работу.
Задание №2. «блиц – игра»
Правила простые: быстро отвечать на предложенные вопросы, предварительно подняв руку.
Вопрос Ответ
1. Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на?» Крыше
2. Какой камень науки грызут студенты? Гранит
3. Каким одним словом можно назвать: кролика, козу, корову? Животное
4. Какое женское имя помогло советским солдатам в войне с фашистами? Катюша
5. Как называется программа для дошкольников, главная идея которой состоит в том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований? Радуга
6. Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Даже маленький ребенок, не умеющий читать, только выйдя из пеленок, просит книжку показать» Сергей Михалков
7. Кому принадлежат слова:
«Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу. Подсказка. Именем этого педагога названы : метод, центры, и детские сады. М. Мантессори
8. Кому принадлежат слова:
«Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметешь, если это сделал кто – нибудь другой А. П. Чехов
9. Кто автор трактата о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно – личностной педагогике Амонашвили
Теоритическая часть.
Теперь предлагаю Вам послушать немного очень полезной и интересной информации. А говорить я сегодня буду о:
• Развитии личности дошкольника
• Некоторых личностных особенностях ребенка и вопросах, возникающих в связи с этим
Итак: Человек, как личность представляет собой устойчивую психологическую систему. Психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития.
Первое рождение личности обусловлено следующими событиями в психической жизни ребенка: он выделяет себя как персону (это происходит в раннем возрасте, так называемый кризис 3 лет) ; формируется самосознание ребенка, он выделяет себя, как носителя определенного имени (имя собственное и местоимение «Я» соединяются с определенным физическим типажом); ребенок начинает отождествлять себя с именем и со своим физическим обликом.
Психологический образ «Я» формируется через эмоционально – положительное или эмоционально – отрицательное отношение к людям и через изъявление своей воли («Я хочу», «Я сам») , которая выступает как особая потребность ребенка.
Второе рождение личности связано с формированием мировоззрение и идеологии, активной воли. И здесь имеет самосознание, сложившееся на уровне 1 –ого рождения.
Развитая личность отличается способностью к самоопределению, верностью себе; способностью сопротивляться обстоятельствам и подчиняться им в зависимости от того как эти обстоятельства оцениваются.
Влияние взрослых на развитие личности дошкольника.
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том. Что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир. Осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе.
Теперь хочу перейти к разделу «Некоторые личностные особенности и вопросы возникающие в связи с этим».
Что это за особенности такие и как нужно относиться к этим особенностям, чтобы они не переросли в нарушения.
Наверное, в вашей педагогической деятельности встречались дети с проявлениями агрессии, упрямства, стеснительности, застенчивости, страхами. Все эти перечисленные качества абсолютная норма, но это именно те качества, к которым нужен очень грамотный подход. Иначе все эти особенности незаметно могут перерасти в нарушения, а это уже серьезная проблема.
1. Очень актуальна в наше время тема «агрессивности», в данном случае я буду говорить о детской агрессивности.
Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживания. Однако люди используют агрессию по – разному. Одни чтобы созидать и защищать, другие для разрушения и нападения. Задача взрослых научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких тебе людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя.
Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье. Но не малое отношение в агрессивном поведении и обстановка в детских садах, школах, отношении педагогов к воспитуемым. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказания, которое обычно применяют взрослые в ответ на проявление гнева ребенка. Если взрослые сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, излишне контролируют все действия ребенка или напротив, не обращают на него никакого внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет – это агрессивное поведение.
Исследования показали, что если резко подавлять агрессивность у детей, то это значит не устранять ее, а наоборот, взращивать чрезмерную агрессию, которая будет проявляться даже в зрелом возрасте.
Как помочь агрессивному ребенку?
К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые – родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя. Однако психологи не рекомендуют сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Конечно же, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Например: В ситуации когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6-7 лет) обычно испытывают облегчение.
Следующий пример поможет детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие. Это упражнение называется «мешочек для криков».
Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «мешочку для криков» и как можно громче крикнуть в него. Таким образом ребенок «избавится» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут забрать свой крик. Обычно в конце занятия дети с улыбкой на лице оставляют свой крик на память воспитателям.
Воспитатели видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в бой, может мгновенно отреагировать и организовать следующие упражнения:
1. метание в мишень легких, маленьких мячей
2. предложить резиновые молоточки, которыми ребенок может колотить по полу, имитируя забивание гвоздей
3. бумагу, которую можно комкать и рвать
4. можно предложить ребенку полепить какие – нибудь фигурки из пластилина, а затем раздавить их между ладошками
5. игры с водой. Набирается вода в какую либо посуду, запускаются бумажные кораблики, дуя на них необходимо потопить. Таким образом ребенок напрягается, тратит силы и агрессия выходит из организма
6. агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кисти рук. Поэтому здесь полезны будут релаксирующие упражнения: «Надоедливая муха», «Солнечный лучик».
Все эти упражнения могут способствовать снижению эмоционально – мышечного напряжения.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например: Если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно конечно, сказать ему: «Ты бессовестный, от тебя одни проблемы,ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение этого ребенка. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «Я», а не «Ты».
Вместо того : «ты почему не убрал игрушки!» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом вы ни в чем не обвиняете, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих чувствах. Как правило такие реакции взрослого, сначала шокируют ребенка, а затем вызывают у него чувство доверия. Очень полезно к агрессивным детям применить метод игротерапии. Рекомендуется подбирать такие игры, упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
Хочу отменить, что этот метод на первоначальном этапе может показаться абсолютно неэффективным, и вызвать еще большую агрессию. Но через 8 – 12 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно.
Мной подготовлено ряд таких игр и упражнений, которые я по окончанию нашего семинара предложу Вам.
2. Следующая тема, которую я выделяю для обсуждения – это упрямство и капризы. Чаще всего проявляются они в дошкольном возрасте. Первые капризы начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени проводит дома с родителями. Нервная перегрузка одна из причин детских капризов. Что вызывает переутомление у дошкольника? Ребенок утомляется не от движений (хотя и их передозировка также вредна, а не от возможности двигаться, от однообразной деятельности.
Ушинский говорил: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть – он скоро устанет; лежать - тоже самое. Ребенок не может долго говорить, петь и менее всего думать; но он резвится и движется весь день, чередуя все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы.» Именно по этому ведущая деятельность дошкольника – игра.
Капризы могут возникнуть и от перенасыщения впечатлениями. К сожалению, взрослые не всегда считают, что дети по своей натуре весьма впечатлительны, что их нервная система хрупка и неустойчива. А ведь это именно так, и это всегда надо помнить.
Так же упрямство может являться реакцией на чрезмерный авторитаризм взрослых. Значит, более демократичный стиль детско – возрастных отношений можем считать благоприятным для постепенного устранения этой негативной особенности.
Способы лечения капризов – те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойным и терпеливым к поведению ребенка, что бы он не делал.
Упрямство проявляется и тогда, когда ребенка постоянно отдергивают, запрещают, покрикивают на него. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода, как бы защитная реакция против чрезмерного потока «воспитательных» мер. Конечно вид кричащих, рыдающих детей производит сильное впечатление на окружающих. Взрослые начинают метаться, пытаются утешить, успокоить ребенка. В ход идут уговоры, обещания, водичка. Почему же это происходит? Все довольно просто. Если человека успокаивают, жалеют, значит ему очень плохо, есть основания для того, чтобы плакать, кричать, требуя к себе особого внимания. И чем больше его успокаивают, тем больше жалости он испытывает к себе, тем продолжительнее будет каприз, истерика. Однако нельзя и игнорировать эти слезы. Нельзя просто встать и уйти. Манипулятор прекрасно осознает, что ему надо, и с этой целью воздействует на окружающих, добиваясь их содействия и сочувствия. Определенные слова, интонация, выражение стимулируют возникновение и сохранение у детей специфических, душевных состояний, тягостных для их психики, и одновременно запускают непроизвольные реакции протеста. Ребенок не может повлиять на свое поведение, оно не зависит от его воли и сознания. Но если взрослые не отвечают на его воздействие, то протестные реакции усиливаются до тех пор, пока не приобретут форму истерики. Значит реагировать надо, но как?
1. Не провоцировать детей с неустойчивой психикой, склонных к острому реагированию и неконтролируемых поступков.
2. Если срыв все таки произошел, то сократить его время, можно взяв ребенка на руки, прижав к себе, слегка поглаживая. Пока ребенок плачет, кричит, лучше ничего не говорить. Сочувствие и понимание можно выразить жестами, выражением лица.
3. Даже если истерика продолжается 20 – 30 минут, дайте ребенку выплакаться. Невыплаканные слезы отразятся на работе внутренних органов (в виде боли). Обычно за сильным напряжением следует реакция расслабления. Многие дети после истерики засыпают или впадают в некое подобие «ступора». Это естественная реакция, ее появление не должно беспокоить. Главное не тревожить ребенка в это время. Все воспитательные беседы рекомендуется перенести на потом. Всегда нужно помнить, что проблемы детских капризов – это лишь реакция на невозможность изменить свою жизнь в нужном, желаемом направлении. Невротизация детской психики происходит под влиянием психотравмирующих ситуациях. Несдержанность, слезливость, крикливость, агрессия есть лишь проявление ее на уровне поведения. Личный пример взрослых играет не последнюю роль. Дети бессознательно подражают взрослым.
Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, эта борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели.
3. Застенчивость или стеснительность обязательно нужно побороть к 5 -6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму. К этому возрасту у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение занимает в коллективе, пусть даже в детском. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, его неуверенность и заниженная самооценка могут помешать не только общаться со сверстниками, но и существенно влияют на уровень успешности обучения.
Несмотря на то, что застенчивость больше присуще девочкам, все чаще можно встретить застенчивых и стеснительных мальчиков.
Причины детской застенчивости:
1. Тип нервной системы, темперамент, который ребенок получает с рождения от родителей.
Застенчивость чаще всего свойственна меланхоликам.
2. Гиперопека со стороны взрослых, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. Ребенок растет в «тепличных условиях», не имея возможности обрести самый ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.
3. Излишняя строгость и требовательность взрослых.
Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка так же может стать застенчивым, стеснительным, трусливым.
Что делать?
1. Никогда не говорите при ребенке, что он очень стеснительный.
2. Если ребенок прячется за вас и не хочет знакомиться с новым человеком, не пытайтесь говорить за него, и не добивайтесь, чтобы ребенок заговорил сам. Просто продолжайте разговор. Когда ребенок будет готов, он сам присоединится.
3. Чаще хвалите ребенка, особенно в присутствии других взрослых.
4. В некоторых обстоятельствах скованность и осторожность являются естественной реакцией любого человека. В незнакомой ситуации или в новой компании дайте ребенку некоторое время для адаптации, не принуждайте его сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми.
С застенчивыми детьми полезно будет провести работу на повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите за успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Желательно, чтобы стеснительные, застенчивые дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты»,«Подари улыбку», «Скажи доброе, ласковое слово», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. В раздевалке, на шкафчиках каждого ребенка можно закрепить «Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка – фотография ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними.
Т. о, использование наглядной формы работы (оформление стендов) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого тревожность.
Желательно при работе с застенчивыми, стеснительными детьми использовать игры на телесный контакт, очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания.
На начальных этапах работы с застенчивыми детьми следует руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую игру должно быть поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, понаблюдает, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрей?»
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы стеснительный, застенчивый ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки).
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры стеснительного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими не вызывает у него особых трудностей.
4. Детские страхи.
Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание, не является однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т. д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и т. д. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.
Замечено, что иногда дети, собравшись вечером вместе, начинают рассказывать страшные истории, причем с острым эмоциональным завершением – рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватает за руки рядом сидящих, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвообождение психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлен возрастными особенностями и имеют временный характер.
Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего со временем бесследно исчезают. Однако, если страхи сохраняются на длительное время, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка, что говорит о неправильном поведении взрослых.
Типичные страхи детей разного возраста:
От 1 года до 3 лет – дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников в белых халатах. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.
От 3 до 5 лет – возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Взрослые часто пугают детей этого возраста каким-нибудь Карабасом, Серым волком, бородатым дядькой. Этого делать нельзя ни в коем случае, так как ребенок воспринимает подобных персонажей как реально существующих, которые прийти и наказать.
Подобные методы только усугубляют страхи ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.
От 5 до 7 лет можно часто наблюдать возникновение страха перед чертями и другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и близких родственников.)
Какие действия могут ребенку справиться со страхами:
1. Поговорите с ребенком о его страхах, но не высмеивайте ребенка за трусость. Скажите, что с этого момента вы объявляете войну его страхам.
2. Если ребенок боится потеряться в незнакомом месте, можно «обыграть» это в сценке, где ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, т. е изначально играть роль героя. На роль плачущего малыша можно взять можно взять куклу. Так ребенок почувствует ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решений.
3. Сделайте вместе коробку, пройдите с ней по комнате и сложите в нее все, что пугает ребенка. Заклейте коробку скотчем и вместе выбросите во время прогулки в мусор.
4. Нарисуйте вместе с ребенком его «страх». Спросите: «Где он живет, Откуда появляется, Чем питается?» и т. д.
Вместе с ребенком разорвите этот рисунок.
Так же можно нарисовать свой страх, далее: а) дорисовка «защитного» объекта
б) закрашивание «страшного» яркими, светлыми красками
в) дорисовка интересных интригующих деталей (сюрприз)
г) видоизменение рисунка, превращение страшного в смешное, злого в доброе, некрасивое в красивое
д) если на рисунке присутствует образ страха и образ самого ребенка, следите за тем, чтобы ребенок не зарисовал сам себя
е) страх рисуется водой без красок. Результат: Вода высыхает, страх испаряется.
5. Придумайте образ супергероя, который справится с любым врагом! Это может быть любимый герой из мультфильма, а может быть персонаж, придуманный самим ребенком. Нарисуйте его и повесьте этот рисунок на самом видном месте.
6. Никогда не пугайте ребенка Бабой-Ягой, Серым Волком, Бабайкой, Кикиморой и т. д.
Заключительный этап игра «Водопад» (релакс)