Светлана Скрипко
Тема квалификационного исследования: «Формирование развивающей среды в семье как основы гармоничного развития дошкольника».
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
Тема нашего квалификационного исследования актуальна.
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Гармония мира воспринимается внутренним приемником сознания ребенка — чувствами. Только гармоничные предметы и явления (природные и рукотворные) способны вызвать сопереживание, радость, удовольствие. Мощный обогащающий фактор детского развития являются - социокультурное окружение и его предметные среды.
Публикация «Тема квалификационного исследования: „Формирование развивающей среды в семье как основы гармоничного развития дошкольника“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейного досуга.
Анализ теории и практики позволил нам выявить противоречие между социальным запросом современной образовательной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы организации и конструирования развивающей среды в условиях семьи, как первичного и доминирующего воспитательного социума в данном возрасте, что и обусловило тему нашего квалификационного исследования : «Формирование развивающей среды в семье как основы гармоничного развития дошкольника».
Цель квалификационного исследования : обосновать психолого-педагогические и организационные основы формирования развивающей среды в семьях, и апробировать технологии организации и конструирования личностно-ориентированной развивающей среды в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Объект исследования : среда жинедеятельности семьи как фактор гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования : методы и методики комплексного изучения среды жизнедеятельности, и технологии её совершенствования в семьях детей дошкольного возраста.
Гипотеза квалификационного исследования : процесс гармоничного развития дошкольника в условиях семейного воспитания будет осуществляться более эффетивно при соблюдении следующих условий:
комплексной диагностики уровня личностного развития воспитанников и среды их жизнедеятельности в условиях семейного воспитания;
включения родителей дошкольников в процесс создания и совершенствования на диагностической основе личностно-ориентированной развивающей среды жизнедеятельности детей в собственных семьях.
Цель и предмет и гипотеза квалификационного исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов по проблеме исследования;
обосновать психолого-педагогические основы обеспечения развития ребенка в период дошкольного возраста в условиях семейного воспитания и организационно-методические основы формирования личностно-ориентированной развивающей среды в семьях детей дошкольного возраста;
апробировать методы иметодики исследования влияния среды жизнедеятельности на детей дошкольного возраста в процессе их семейного воспитания, и технологии эффективной организации и конструирования на диагностической основе, родителями дошкольников в условиях семьи личностно-ориентированной развивающей среды для их гармоничного развития.
Методологической основой исследования явились :
методологическая концепция культурно-исторического развития человека Л. С. Выготского, основная идея которой заключаются в следующем: основой психологического развития человека выступает качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности);
социально-педагогические теории формирования личности в детском возрасте (К. А. Абульханова-Славская, Ю. П. Азаров, М. И. Буянов, И. В. Гребенников, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, П. И. Пидкасистый, В. А. Сухомлинский и др.)
Теоретической базой стали труды Бондаревской Е. В., Зуевой Л. П., Клариной Л. М., Кравцовой Е. Е., Куликовской И. Э., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Макарени А. А. Мануйлова Ю. С., Мухиной В. С., Нищевой Н. В., Петровского В. А., Смывиной Л. А. Теплова Б. М., Эльконина Д. Б.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования :
1) методы сбора теоретической информации : анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования;
2) методы сбора эмпирической информации : наблюдение, анкетный опрос, тестирование, формирующий эксперимент (в форме организованных занятий с детьми дошкольного возраста их родителями, констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа данных.
В качестве конкретных диагностических процедур использовались: методики изучения среды жизнедеятельности детей дошкольного возраста, и ее влияния на уровень их личностного развития в процессе семейного воспитания.
Структура квалификационного исследования : введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Остановимся более подробно на основных положениях, рассмотренных нами в первой главе квалификационного исследования :
В параграфе 1,1 мы дали раскрыли сущность понятия «развивающей среды и дали краткую характеристику принципам ее организации, соблюдение которых необходимо для обеспечения гармоничного развития личности ребенка дошкольнрого возраста
По мнению А. Н. Леонтьева, среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура»
Божович Л. И. определяет среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и её освоение.
Принципы конструирования социокультурной среды :
Принцип, стимулирующий исследовательскую деятельность и активность ребёнка.
Принцип, удовлетворяющий потребности в культурно – ценностном познании, преобразовании, переживании при учёте возраста дошкольников
Принцип творческо–гуманной направленности
Принцип свободы и самостоятельности
Принцип интегративности
Принцип диалогичности
Гуманитарный принцип
В параграфе 1,2 мы раскрыли психолого-педагогические основы обеспечения развития ребенка в период дошкольного возраста.
Предметный мир в жизни дошкольника имеет большое значение. Непосредственно предметный мир входит в жизнь ребенка сразу после рождения и сохраняет свою доминирующую роль на всех этапах человеческой жизни.
В рамках темы нашего квалификционного исследования важно, что эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим умением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичностных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме
Процесс развития ребенка включает в себя различные виды деятельности детей, разные формы взаимодействия с взрослым и предметами
Задачи педагогов и родителей при этом включают в себя следующее:
организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, звучанию;
поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению;
формировать у детей представление о назначении предметов, которые находятся в их непосредственном окружении
Позже, на втором этапе освоения предметного мира ребенком, взрослые решают дополнительные задачи:
обогащение предметной среды, окружающей ребенка;
формирование представления о связи между функцией предмета и его назначением;
развитие творческого отношения к окружающему миру.
В параграфе 1.3. мы рассмотрели психолого-педагогические условия формирования развивающей среды в семье детей дошкольного возраста
Семья – уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для реализации целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием.
С раннего детства в семье необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок мог проявить себя, осознать свои возможности, соотнести их со способностями других детей в различных видах деятельности
Проблема гармоничного развития ребенка и успешного воспитания во многом заключается в грамотной организации предметно-развивающей среды, где реальной воспитывающей силой должны стать свойства окружающих предметов, содержательная сторона взаимодействия с ними всех членов семьи и отношения, возникающие у участников взаимодействия в данном процессе.