Ольга Румянцева
Занятие по художественному творчеству «Кубанская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, подведение к пониманию роли искусства в жизни человека.
Программное содержание.
Образовательные задачи: Закреплять умение отличать своеобразие и характерные черты кубанской росписи, умение создавать композиции на силуэтах предметов, совершенствовать технику изображения.
Развивающие: Развивать интерес к народной росписи Кубани, декоратив-ное творчество, умение создавать узоры по мотивам народных росписей.
Публикация «Занятие по художественному творчеству „Кубанская роспись“» размещена в разделах
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей Кубани в детском саду. Рассматривание альбомов с рисунками кубанских узоров.
Формы и средства обучения: образно – художественные, практические, музыкальные, наглядные.
Приё мы: Рассматривание (рисунков, беседа, художественное слово, пословицы, поговорки, физкультминутка, пояснения, поощрения, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Активизация словаря: глэчик, кринка, кувшин.
Материалы и оборудование:
Рисунки посуды с кубанской, гжельской и хохломской росписью, силуэты посуды, вырезанные из коричневого картона.
Гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.
Диск с записью казачьих песен в исполнении Кубанского народного хора
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Рассмотреть с детьми рисунки с изображением посуды (кубанской, гжельской, хохломской)
Воспитатель: Ребята, русский народ, удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, чтобы даже самая простая еда и напитки в ней казались сказочными, чудесными, Чтобы простая вода из колодца становилась волшебной живой водой, чтобы простой хлеб был сладким, словно медовый пряник.
Посмотрите на изображения посуды сделанной у нас на Кубани, в Гжели и Хохломе, присмотритесь повнимательнее к этим изделиям. Подумайте и скажите, какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти предметы.
Дети высказывают своё мнение, а воспитатель старается активизировать их речевую деятельность, направляет беседу вопросами, вовлекая в неё мало активных детей, побуждает детей применять образные выражения, красочные эпитеты.
Воспитатель: Ребята, выберите среди этих рисунков, те на которых изображена посуда с кубанской росписью.
-Как вы узнали, что это кубанская роспись?
Дети: По росписи характерной для кубанской посуды.
Воспитатель: Почему вы решили, что это кубанская роспись?
Дети: Потому, что в росписи использованы рисунки цветов, которые рас-тут у нас на Кубани.
Воспитатель: Обратите внимание на цвет в узоре. Какие краски использо-вали народные мастера, расписывая посуду?
Дети: Красную, синюю, оранжевую, желтую, зелёную.
Воспитатель: Как называются цветы, которые нарисованы на этой посуде?
Дети: Подсолнухи, мальвы, тюльпаны, бутоны, виноградная лоза.
Воспитатель: Почему народные художники рисовали на посуде именно эти цветы?
Дети: Потому что такие цветы растут у нас на Кубани.
Воспитатель: Чем похожа посуда изготовленная в Хохломе, Гжели, на Ку-бани?
Дети: Вся эта посуда нарядная, яркая, весёлая, узоры на них красивые.
Воспитатель: А для чего народные умельцы расписывают посуду?
Дети: Чтобы дома было красиво как на празднике.
Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу вкладывали всё своё умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд, народ сложил свои пословицы и поговорки. А давайте-ка устроим весёлое соревнование – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде!
Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу - время, потехе - час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпение и труд всё перетрут.
Хорошая работа два века живёт.
Красна птица опереньем, а человек - умением.
Каков мастер, такова и работа.
Не будет скуки, коли заняты руки.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Воспитатель. Любили на Руси трудиться! Чего только не умели делать! А чтобы труд был в радость, сопровождали свою работу песней.
Включить запись песен в исполнении Кубанского казачьего хора.
Физкультминутка :
Мы руками – хлоп – хлоп – хлоп (3 раза)
Мы ногами – топ –топ – топ (3 раза)
Кулаками постучим (3 раза)
Повернёмся и молчим (рот закрыть руками)
2. Воспитатель: Хотелось бы вам превратиться в мастеров – народных умельцев?
Дети: Да, очень интересно, рисовать на посуде. Хотелось бы нарисовать подсолнухи на кувшине, мальвы на глэчике.
Воспитатель: Тогда подходите, выбирайте силуэты кувшинов, глечиков и кринок которые вам понравились и как настоящие художники расписывайте их, узором похожим на кубанский.
3. Дети выбирают понравившиеся им силуэты посуды и самостоятельно со-ставляют узор по мотивам кубанской росписи.
Во время самостоятельной работы детей звучит тихая музыка, воспитатель подходит к детям, в случае необходимости оказывает помощь, советом, напоминанием, поощрением.
4. Готовые работы, силуэты посуды с узорами, дети располагают на доске для просмотра.
Воспитатель: Что мы видим! Это диво!
Сколько радости вокруг
Что захватывает дух.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как вы строили узоры на посуде?
Дети: по кругу, как веночек, от двух листиков, как мальва или подсолнух.
Воспитатель: Какие использовали краски.
Дети: Краски на рисунках красные, синие, желтые, зелёные, голубые, чер-ные, яркие как природа Кубани.
Воспитатель: Какие рисовали цветы?
Дети: Подсолнухи и маки, мальву и ромашки- такие цветы растут у нас на Кубани, а ещё виноград и калину, тюльпан и бутоны.
5. Воспитатель: Спасибо! Ну что ж ребята, наше занятие подошло к концу. и вы показали свои отличные знания о народном промысле на Кубани - молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, всё старание и умение!