Екатерина Нестеренко
Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла»
Программное содержание:
Научить детей тому, как в старину шили для людей одежду изо льна;
учить рисовать русские узоры.
Материал к занятию :
Текст рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Аудиокассеты с записью музыки А. Вивальди «Времена года»
Иллюстрации к рассказу «Как рубашка в поле выросла»
Ножницы, цветные карандаши, фломастеры
Педагог:сегодня ребята, я прочту вам рассказ «Как рубашка в поле выросла».
Публикация «Конспект занятия „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Темочки
Слушайте внимательно, потом вы мне расскажите, о чем или о ком эта рассказ.
Как рубашка в поле выросла
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
—А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелё ной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сё стры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят.
А сё стры тут ей опять сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне.
Потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры.
Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето — настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек.
Принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.
Педагог: (предложить детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Как рубашка в поле выросла»)
1. ребята о ком этот рассказ?
2. Могла ли сама рубашка в поле вырасти?
3. Что для этого нужно?
4. Ребята перечислите пожалуйста, что нужно сделать что бы получился холст?
5. А что же делали с холстом?
6. Как вы думаете, рады ли были новым рубашкам Таня и Вася?
Педагог: да ребята, без труда не чего не бывает. Это сейчас мы идем в магазин и покупаем себе одежду, а раньше если не постараешься, то и без рубахи останешься.
Педагог: а сейчас ребята давайте изготовим из бумаги «Рубашки» или «Кофты» и украсим их различными красивыми узорами.
Рассматривание работ, подведение итогов занятия