Вера Селина
Использование проектной деятельности в работе с детьми первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Я, Селина Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №63». Общий стаж работы – 23 года, педагогический – 13 лет, стаж по данной специальности – 4 года. В 2012г аттестовалась на соответствие занимаемой должности.
Мое педагогическое кредо соответствует словам Ф. Э. Дзержинского «Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью»
2 слайд
Публикация «Использование проектной деятельности в работе с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию компьютерную презентацию практических достижений моей профессиональной деятельности по теме : «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира по средствам проектной деятельности»
3 слайд
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова.
Затем, во второй половине 30-х годов,наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная проектная деятельность по достижению поставленной цели.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
4 слайд
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Актуальность личного вклада обусловлена изменениями, происходящими в современной системе дошкольного образования, которая ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка, и выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Перед педагогами задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а не только заучивать и воспроизводить их. Одним из эффективных средств решения данных задач я считаю метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы.
При реализации проекта, выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, проходит через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность- наиболее успешный вид восприятия информации.
5 слайд
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
1. Теоретическим обоснованием опыта являются исследования. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что он видит, 90% - из того, что делает.
2. Всестороннее развитие ребенка опирается на педагогические принципы обучения – это такие положения, которыми руководствуюсь при отборе содержания, организации и методов речевого развития ребенка. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.
3. В научной педагогической литературе использования методов проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно – ориентированным и деятельностным подходами.
6 слайд
Цель: Использование метода проектов как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Задачи работы :
- Разработать перспективное планирование по реализации тематических проектов.
- Осуществлять целостное развитие личности ребенка в разных видах детской деятельности.
- Привлекать родителей к проектно-исследовательской деятельности, включать их в единый образовательно-воспитательный процесс.
7 слайд
Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. В ходе реализации проектной деятельности повышается познавательный интерес, а также вся работа строится на детских видах деятельности : игровой, коммуникативной, продуктивной и тд. Обобщая все вышесказанное, отмечу, что основной педагогической идей является становление в воспитанниках первой младшей группы познавательного, практически-деятельного, эмоционального отношения к окружающей действительности в процессе решения задач образовательных областей и развитие детских видов деятельности.
8слайд
Проектная деятельность у детей 2-3 лет развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта у малыша не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Моя небольшая практика работы с детьми убеждает в том, что проектирование - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Тема проекта выбирается в соответствии с комплексным тематическим планирование, прописанным в образовательной программе ДОУ. Проектная деятельность фиксируется в плане воспитательно-образовательной работы. Для этого я сделала проектную карту, в которой указываются задачи, решаемые в ходе проекта, разделы программы и виды деятельности.
№ Образовательная область Задача Содержание деятельности детей Взаимодействие с родителями
9 слайд
Вся система реализации задач проекта осуществляется в образовательной деятельности : в НОД, в совместной образовательной деятельности, в ходе проведения режимных моментов. При работе над проектом моя деятельность состоит из трех этапов. На подготовительном этапе я выделяю проблему и составляю план ее разрешения:
Выделение темы изучения
Составление плана проекта
Прогнозируемые результаты
В данном возрасте проблемная ситуация, доступная для их понимания и с опорой на детский личный опыт от лица игрового героя. Для этого возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы.
На основном этапе проводим с детьми наблюдения, небольшие эксперименты и на основе разработанных игровых ситуаций и совместной деятельности с родителями изучаем объект окружающего мира с разных сторон: научные сведения, литературные и музыкальные произведения об этом объекте, игровые ситуации.
На заключительном этапе устраиваем выставку рисунков, поделок и тд, устраиваем небольшие праздники, на которых дети воспроизводят стихи, песенки и игры, изученные за время реализации основного этапа. После реализации проекта я провожу мониторинг результатов и подвожу итог.
10 слайд Проанализировав программу работы, я составила
Перспективное планирование внедрения проектного метода в первой младшей группе
месяц Название проекта цель задачи Результат реализации проекта
сентябрь «Здравствуй малыш» успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Октябрь, ноябрь
«Моя семья» Формировать у детей представления о себе и своей семье Формирование у детей желания называть членов своей семьи по именам. Воспитывать элементарные правила вежливости. Формирование начальных навыков ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью Умение называть членов своей семьи
Умение самостоятельно или по напоминанию взрослого говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» в семье и в группе.
Принимает участие в играх, проявляет интерес к игровым действиям сверстников, в игре сопровождает действия речью
Декабрь
Январь
Февраль «Волшебный снег» Развитие познавательного интереса к окружающему миру 1. Познакомить детей на основе практических действий с понятием «снег», о его свойствах и качествах.
2. Развивать активную речь.
3. Познакомить с литературными, музыкальными и фольклорными произведениями в соответствии с возрастными возможностями.
4. Развивать конструктивную и изобразительную деятельности. - Расширен кругозор детей о свойствах снега.
-Обогащение словарного запаса детей и развитие речи литературными и музыкальными произведениями.
-Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Март «Овощи, фрукты» познакомить детей с понятие «овощи, фрукты».
1 расширить знания детей об овощах и фруктах;
2 формировать умение детей различать основные цвета;
3 формировать умение у детей пользоваться изобразительным материалом;
4 воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
5 воспитывать умение радоваться своим работам;
6 обогащать словарь детей;
7 развивать речь, память, мышление, мелкую моторику;
8 развивать игровые навыки;
9привлечь родителей в реализации проекта. - расширен кругозор детей об овощах и фруктах;
-улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, дидактическими играми, загадками;
-дети научились различать основные цвета;
-научились рисовать пальчиком и отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывая их круговыми движениями между ладонями;
-родители оказали помощь в подборке литературного материала, дидактического.
Апрель
Май «Домашние животные и их детеныши» -формирование начальных форм коммуникации и познания у младших дошкольников;
-прививать детям любовь к животным, научить заботиться о них;
-обогащать знания детей о домашних животных и их детёнышах.
-расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных и их детёнышей, их характерных особенностях;
-систематизировать и обобщать представления об условиях среды животных;
-формировать умение детей ухаживать за домашними животными и их детёнышами.
- Воспитывать доброжелательное отношение к животным и их детёнышам
-Обогатить родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье. -Расширен кругозор детей о домашних животных и их детенышах, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям;
-Улучшилась предметно- развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о домашних животных и их детенышами, загадками, презентациями о домашних животных.
-У детей сформировалась любовь к животным, желание ухаживать за домашними животными вместе с родителями.
-Родители приняли активное участие в подборке литературного материала, в изготовлении презентации.
В прошлом году мы также следили за чудесными превращениями песка и удивительными свойствами воды. Более подробно я остановлюсь на проекте «Волшебный снег» (перейти нажатием на запись названия проекта)
2а слайд
Цель данного проекта и задачи представлены на слайде.
3а слайд
Данный проект долгосрочный и рассчитан на зимние месяцы. Во время подготовительного этапа, я сформулировала цель и задачи проекта, а также составила план его реализации. В совместной деятельности в ходе проведения режимных моментах воспитанники:
4а слайд
- всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, лепили снеговика, различные формочки, во время прогулки послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами) ;
5а слайд
Были проведены речевые и подвижные игры: «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?»; - дети познакомились с новыми художественными произведениями З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Высотская «Снежный кролик»;
были проведены беседы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой»;
6а слайд
Рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав;
- 7а слайд
Дети приобрели навыки в рисовании гуашью, отражая в своих работах впечатления о зиме.
В ходе проекта «Волшебный снег» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Итоговым продуктом проекта мы представили групповую работу макет «Снеговик в лесу».
8а слайд
Реализация данного проекта способствует расширению сотрудничества и поля позитивного общения в семье, так как совместно с родителями дети строили снежные фигуры на участке, создавали творческие работы (поделки, рисунки) для тематического уголка.
9а слайд
Таким образом, в ходе реализации этого проекта дети на основе своих наблюдений узнали о свойстве снега. Познакомились с новыми литературными и музыкальными произведениями. Учились конструировать из снега различные фигуры.
11 слайд
Представляю вашему вниманию конспект занятия, который применялся в ходе реализации данного проекта по теме : «Зимние забавы родителей и малышей». Раздел программы «Времена года. Зима.»
12 слайд (переход по гиперссылкам)
Диагностика уровней освоения программы проводится 1 раз в три месяца по эпикризным периодам. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, бесед, наблюдений за ребенком. Как видно из представленных диаграмм уровень развития активной речи, сенсорного развития, конструктивной и изобразительной деятельности повышается. На диаграммах представлены изменения, произошедшие за 6 месяцев, так как за три месяца эти изменения происходят не так существенно и их трудно продемонстрировать.
13 слайд
Кроме того, мои воспитанники и их семьи принимают активное участие в муниципальных конкурсах и завоевывают призовые места.
14 слайд
Диссеминация (распространение) моего педагогического опыта осуществляется в разных формах:
• Показ открытого занятия в рамках реализации проекта
• Обобщение опыта и выступление на педагогическом совете ДОУ
• Публикация на педагогическом сообществе сайта МААМ. РУ
Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно детская любознательность, может зародить искру для новых поисков, проектов и открытий. Метод проектов предоставляет воспитателям огромные возможности для формирования у детей дошкольного возраста представлений на основе собственных наблюдений, небольших исследований тд. В практике современных ДОУ может быть использовано педагогическое проектирование, которое требует хорошо продуманной структуры, так как только тщательно продуманное и спланированное проектирование может принести положительные результаты.
15 слайд
При самообразовании и подготовке презентации я использовала следующую литературу
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
4. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
5. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч») : пособие для работников дошкольных учреждений/ Н. А. Рыжова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.
16 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ